ПОЧЕМУ москвичи должны страдать от водителей, которые мало того что по-русски плохо говорят, да ещё и совершенно не выполняют Правил дорожного движения? В нашем районе Коньково водители в основном джигиты! Из русского знают только матерные слова, ими и пользуются при разговоре. У нас что, нет своих ребят, которые обучены и языку, и вождению?
Владимир А.
ДЕШЁВЫЙ заработок, предлагаемый для приезжих рабочих, лишает нас, москвичей, нормального заработка. Криминогенная обстановка в столице сложилась именно по этой причине. Городу, конечно, нужна рабочая сила, но не в таком количестве. К тому же малооплачиваемые ребята с юга - нередко агрессивный и в основном неграмотный народ. Они не хотят понимать, что многие из них считаются иностранными гражданами, и вести себя адекватно своему положению по отношению к нам, жителям Москвы, не желают! Эту проблему кто будет решать?
М. Р ы б а к о в
ЭТИ письма отражают настроения москвичей к мигрантам вообще и приезжим из Закавказья в частности. Их много в нашей столице. И нерусских москвичей с каждым годом становится всё больше. И вполне понятно требование горожан, чтобы мигранты, работающие в городских учреждениях, говорили на русском языке, чтобы нам не навязывали чужие обычаи, чтобы обстановка была спокойной и доброжелательной. Как этого добиться и возможно ли это вообще - рассуждают эксперты. Не все их мнения мы разделяем, но со всеми стоит познакомиться.
Ситуация близка к критической
Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:
- ИСТОРИКАМ и этнографам известен закон миграции: иноэтничных пришельцев должно быть столько, сколько представители титульной нации могут переварить без возникновения проблем. Если проблема возникла, то миграционный порог уже значительно превышен и ситуация близка к критической. Москва на данный момент шагнула за этот порог далеко. И сейчас необходимо осознать, что в одном городе не может существовать несколько этносов в течение долгого времени. Период сосуществования будет кратким и приведёт к напряжённости, развалу и взрыву. Рассматривая Москву как плавильный котёл, следует всегда помнить, что само существование котла зависит от безусловного главенства культуры и обычаев одного народа. Если оставить всё как есть, уже через 10 лет мы потеряем город - иноэтничные элементы вытеснят нас из всех сфер городской жизни. Более того, нам придётся учить другие языки и принимать другие обычаи хотя бы для того, чтобы выжить в чужой среде. Москва - территория прежде всего русской культуры, и это должно стать данностью для всех приезжих без исключения.
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ, директор Центра миграционных исследований:
- ПОЧЕМУ так много мигрантов из Закавказья? Так рынок мигрантов конкурентный. И специалисты, например, из Восточной Европы предпочитают Западную Европу. Там условия цивилизованнее, там милиция не проверяет регистрацию на каждом шагу. К нам же едут те, у кого требования к качеству своей жизни ниже. Они не то что менее образованные, они менее требовательные. Москва прибавляет за каждые 10 лет более чем по 1 млн. мигрантов разных языков и народов. На рынке мигрантского труда созрел серьёзный теневой бизнес. И он окажет бешеное сопротивление любым реформам, выводящим его из тени.
ОПЫТ последних лет показал, что прибытие в Москву большого числа не запланированных городскими службами приезжих, их обустройство здесь, урегулирование их отношений с москвичами очень осложняют психологическую, экономическую, экологическую и криминальную обстановку в городе. На первых порах столичное руководство, используя многие доступные ему механизмы (например, регистрацию), старалось сдерживать и ограничивать число прибывающих в город. Но в последние несколько лет этот процесс в Москве стал практически малоуправляем. Большинство приезжих, особенно из южных республик бывшего Союза, уже достаточно прочно обосновавшихся в городе, помогают и многим своим землякам переехать в Москву и разными способами закрепиться в ней. Среди мигрантов последних лет заметно возросла доля работников мало- и неквалифицированного физического труда, пополнивших не слишком популярные у москвичей вакансии.
Из исследования "Москва многонациональная: конфликт или согласие?" Института этнологии и антропологии РАН
Христианизация или депортация?
Дмитрий ВОЛОДИХИН, кандидат исторических наук:
- УНИКАЛЬНЫЙ вариант решения проблем мигрантов в своё время демонстрировала Византийская империя. Изначально там существовала культура, основанная на христианстве и включавшая в себя элементы греческой и римской культур. Незаконные мигранты попадали в империю путём вторжения - готы, авары, славяне. Военным путём Византия с такими мигрантами справлялась плохо - те же славяне добрались до Эгейского моря и Передней Азии. Но механизм натурализации был отлажен неплохо. Обязательное условие - христианизация. После этого мигрантам давалась возможность опробовать блага красивой и уютной цивилизации. В результате агрессивная иноэтничная группа становилась управляемой и им предоставлялось право участвовать в управлении империей. Что данный народ сохранял для быта и для семьи, никого не волновало. Я считаю, что для нас пригоден именно такой путь. Тем более что есть прецедент - Московскому государству удалось таким образом включить татар в свою цивилизацию. Это было построено грамотно.
Александр БЕЛОВ, координатор общественных связей Движения против нелегальной иммиграции:
- ПРОБЛЕМА снимается элементарно - с соответствующими странами вводится визовый режим. И вот тогда тех, кто не озаботился визой и легализацией, следует не только депортировать, но ещё и наказать. Выгода москвичей от привлечения сюда иностранной рабсилы призрачна. Например, все подмосковные плодоовощные базы уже контролируются азербайджанской диаспорой, интересы которой лоббируются на высоком уровне. Результат - на базах практически не осталось русских работников. А массовое использование таджиков в строительстве чревато тем, что 98% наркотиков в столице проходит через граждан Таджикистана. Естественно, такой вот ползучий захват рабочих мест, отягощённый тем, что неграмотные, не знающие русского языка и элементарных правил общежития мигранты проживают бок о бок с русскими, создают напряжённость. Ещё важный момент. Ни в коем случае численность иностранных мигрантов в городе не может превышать 1-2%. Потому что там, где эта цифра достигает 5-10%, неминуемо запускается обратный процесс. Что мы наблюдали, например, в Косове, где коренные жители не справились с натурализацией и неожиданно оказались на положении парий.
НАША СПРАВКА
В ТОМ, ЧТО нерусские приезжие не стремятся к нашим нормам поведения, виноваты национально-культурные сообщества Москвы: две трети руководителей считают целью деятельности своих обществ развитие и пропаганду среди москвичей своего национального языка и культуры. Ставя перед собой в основном экономические, хозяйственные цели, многие столичные мигранты часто не задумываются о том, сумеют ли они "вписаться" в этнокультурную среду Москвы, станут ли здесь "своими", смогут ли принять местные особенности быта и нравов, не будут ли их поведение, обычаи, привычки диссонировать с принятыми в Москве. Чем обособленнее этническая группа, чем больше "культурная дистанция" между ними и нами, тем настороженнее отношение к ней москвичей, для которых многочисленные приезжие, особенно отличающиеся своей внешностью, манерами, темпераментом (прежде всего коренные народы кавказских и азиатских республик), воспринимаются чужаками, нарушающими привычный уклад жизни. Так что хотим мы или нет, но окультурить нерусских мигрантов у нас не получится. Они этого не хотят.
По данным Института этнологии и антропологии РАН
Городские власти обязаны контролировать приезжих. Но, похоже, они не могут
Михаил ВИНОГРАДОВ, доктор медицинских наук:
- ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство выходцев с Кавказа - условные мусульмане. Они живут не по законам шариата, а по адату, то есть согласно племенным обычаям. Осев в Москве или Подмосковье, а оседают они чаще всего компактно, формируя землячества, они не собираются включаться в цивилизационный процесс и продолжают жить по адату. А когда их станет больше, они займутся не только торговлей на рынках. Единственным разумным путём должно стать недопущение компактного проживания мигрантов. Законопослушным мигрантам, а есть и такие, от этого будет только лучше. Они вполне успешные и образованные люди, которые покинули родину по разным причинам. К их проживанию в Москве можно относиться равнодушно или даже благодушно - они достаточно безболезненно интегрируются, поскольку сами в этом заинтересованы. Но, к сожалению, таких мигрантов мало.
НАША СПРАВКА
ТОЛЬКО 15% мигрантов со временем меняют идентичность. Этому способствует изменение образа жизни, утрата "языка предков" и укоренение в Москве. Тогда человек любой национальности начинает ощущать себя в первую очередь москвичом, а потом уже представителем какой-либо национальности.
Наталья РИМАШЕВСКАЯ, доктор экономических наук:
- ЧТОБЫ не иметь конфликтов с мигрантами, им нужно предложить легальные условия труда и жизни. А мы только мешаем тем, кто хочет жить по закону. Сколько справок нужно предоставить, чтобы получить регистрацию или вид на жительство! Неудивительно, что многие не хотят этого делать. Что касается знания русского языка, то не страшно, если не говорит на нём тот, кто на работе не общается с людьми, а имеет дело, например, с компьютерами. Но если воспитатель в детском саду или врач в поликлинике плохо понимает и объясняется, то за это должны отвечать те, кто нанимает мигрантов на работу.
Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы (из интервью "АиФ"):
- СЕГОДНЯ те законы, которые приняты в стране, не дают ни городским, ни федеральным властям возможности влиять на механический прирост численности города. Как москвич, я говорю об этом с сожалением. Москва всегда была многонациональным городом. Но русских абсолютное большинство. Татары, башкиры, украинцы, белорусы, евреи давно рядом с нами. Всего 141 нация, имеющая диаспоры. Этим нужно дорожить. Мнение, что Москва "почернела", я не разделяю. Появились азербайджанцы, дагестанцы, грузины, абхазцы... Но они торгуют, живут на съёмных квартирах, а потом уезжают из Москвы. Результаты переписи это подтверждают: демографический состав не претерпел изменений. И наличие представителей разных национальностей на рынках - не индикатор изменения национального состава города. Почему они приезжают в поисках работы в Москву - потому что в своём регионе решить эти проблемы не могут.
Антон ПАЛЕЕВ, депутат МГД:
- МОСКВА всегда обладала высокой гражданской культурой общежития. И пока этот уровень сохраняется, мигранты обязаны стремиться к нему. Никак нельзя отрицать права и обычаи представителей других национальностей и народностей, но недопустимо унижать культуру и традиции титульной (русской) нации. Её уставы, традиции и обычаи обязаны соблюдать все мигранты, причём не только по букве закона, но и по духу.
Под "духом закона" или национальной идентичностью обычно понимают:
CЕМЕЙНЫЙ УКЛАД (многожёнство, принятое в исламских странах, противоречит законам РФ);
ОТНОШЕНИЕ К ЗАКОНУ (клановые законы гор хороши только в горах. В городе, тем более таком, как Москва, их соблюдение может привести и приводит к конфликтам);
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ (трудовые нормы, принятые у нас, непонятны приезжим, для которых труд в отличие от другой деятельности не является необходимостью).
Процессы миграции не должны быть стихийными!
ЭКСПЕРТЫ предложили свои варианты решения проблемы присутствия иностранных мигрантов в Москве. Теоретически каждый из них по-своему неплох, особенно если брать не в чистом виде, а по гоголевской формуле: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..." Кроме того, принята программа толерантного к мигрантам отношения, каждый год открываются школы с преподаванием на разных языках и создаются новые управления по решению проблем мигрантов. Но, к сожалению, придётся признать, что любые варианты и программы - от умеренных до радикальных - на данный момент неосуществимы.
Управление по делам миграции при ГУВД Москвы расформировано 30 декабря прошлого года. Функции перешли к Паспортно-визовому управлению Федеральной миграционной службы. Поскольку ведомство находится в стадии становления, там больше заняты собой, чем насущными проблемами. Но даже если ситуация стабилизируется, проблемы иноэтничных мигрантов, их натурализации и социальной адаптации это не решит. Паспортно-визовое управление вряд ли займётся тонкостями национальной политики в условиях мегаполиса. А федеральная служба по определению слишком сложна, чтобы адекватно и быстро реагировать на специфические московские проблемы. Структуры же, которая могла бы аккумулировать специалистов, сведущих в этнической и социальной психологии, конфликтологии, натурализации, и при этом ещё обладать административным ресурсом, сейчас нет. И в ближайшем будущем она не появится. Власть должна над этим задуматься, поскольку процессы, протекающие стихийно, рано или поздно встают под чей-то контроль. Если государство не сможет поставить их под свой контроль, этим займутся этнические криминальные группировки с одной стороны и фашистские организации с другой.
РАССЕЛЕНИЕ мигрантов в Москве обладает пространственной спецификой. Бросается в глаза их повышенная концентрация на северной, восточной и южной окраинах. Что неудивительно: качество жилья и условия жизни в микрорайонах, прижатых к МКАД, весьма похожи. Наибольшие различия в расселении связаны с социально-профессиональной структурой населения и репутацией адреса. Интересно, что нередко интеллигенция в мигрантской среде стремится дистанцироваться от своих менее "культурных" собратьев, дискредитирующих, по их мнению, представление об этнической группе в целом. Самое контрастное расселение характерно для выходцев с Кавказа. Так, для граждан Азербайджана Москва расколота на две неравные части: на севере их сравнительно мало, за исключением самых удалённых окраин, зато на юге наблюдаются прямо противоположные тенденции. Картина расселения мигрантов из Грузии и Армении (см. карту, оттенки зелёного показывают предпочтения внутри национального сообщества) похожа на азербайджанскую, но без столь резких контрастов. Армян гораздо больше в центре - в Замоскворечье, на Якиманке, в Тверском районе, на проспекте Мира. Менее обеспеченная часть армян живёт в Чертанове и Орехово-Борисове, в Люблине, Царицыне, Текстильщиках и Кузьминках. Конфликтные ситуации возникают тогда, когда доля нерусских новосёлов достигает примерно 17%.
По данным Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН
Смотрите также: