Широка моя terra incognita

   
   

Специалисты Московского института открытого образования (МИОО) предложили москвичам - представителям разных профессий - нарисовать контур России и отметить некоторые города. Из более 500 работ не нашлось ни одной (!) без грубой ошибки.

Граница по меридиану?

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ часть опрошенных считают, что Северный Кавказ находится в Азии. Саранск, Йошкар-Олу и Петрозаводск, как правило, "ссылали" в Сибирь. Расположения городов и рек за Уральским хребтом не знает практически никто. Но что самое удивительное: по мнению некоторых участников опроса, граница между европейской и азиатской частями России проходит... горизонтально! В отдельных работах страна была квадратной или даже треугольной. Островную часть России и Калининградскую область на своих картах обозначали единицы. Хорошо москвичам известно местоположение только столицы и Санкт-Петербурга. Если на таком уровне знания отечественной географии у людей, в большинстве своем имеющих высшее образование, то что же говорить об остальных? "Исследования показывают, что представления москвичей о России деформированы, - комментирует Елена Найдёнова, автор эксперимента, зав. лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации МИОО. - Одна из причин в том, что горожане отовсюду слышат: наша страна находится в Европе. И людям начинает казаться, что европейская часть России занимает не одну треть площади страны, а более половины. Чечня, о которой постоянно идёт речь в новостях, - в зоне особого внимания. А о Сибири и Дальнем Востоке жители столицы знают не больше, чем иностранцы".

География непопулярна

ДЕТЯМ преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле. Они, как митрофанушки-недоросли, считают, что знать свою страну необязательно - извозчик и так довезёт. С этими представлениями школьники переходят во взрослую жизнь. По словам методиста лаборатории Константина Куксина, "вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний. Причина в том, что этот предмет подаётся недостаточно ярко и образно. Рассказ о каждом регионе должен формировать эмоциональный образ, который ученик запомнит надолго. Например, говоря о природе, можно использовать топонимические легенды и художественную культуру разных народов".

Отдельная проблема - работа с картой. Чтобы запомниться, она должна часто попадаться на глаза, примелькаться. Но наглядные материалы по географии используются далеко не во всех школах, постоянно размещены лишь в некоторых кабинетах. У редкого ученика карта висит дома (хотя учителя рекомендуют родителям купить домой и глобус, и карту). Учебники географии тоже оставляют желать лучшего: слишком академичные и пестрят определениями. Плохой учебник может исправить хороший педагог - человек, который много путешествовал и знает о стране не понаслышке. Но откуда взяться высококлассным учителям, если география в большинстве педагогических вузов преподаётся не лучшим образом? Кроме того, во многих институтах из-за финансовых проблем отменили полевые дальние практики (выезды студентов в разные уголки России). Сегодня практика может проводиться не на Дальнем Востоке, а в... Измайловском парке.

"Показательный пример, - продолжает Елена Найдёнова. - Московские педагоги, которые приходят к нам на курсы повышения квалификации, иногда задают такой вопрос: "Почему Северный Кавказ едет к нам в Россию?" А учителя из национальных автономий допускают высказывания вроде: "Я выезжаю в Россию каждый год". Если жители страны не научатся адекватно воспринимать границы государства, ощущать национальное единство, Россия рискует оказаться в границах Московского государства XIV века". А пока незнание науки о земле - почва для национальных конфликтов.

Смотрите также: