Стоило нам написать об изношенности очистного оборудования на станциях аэрации (см. "АиФ-Москва" N 6), как случилось очередное ЧП.
ТРЕВОЖНОЕ сообщение пришло из Истринского района Подмосковья. В местное водохранилище попало 15 тонн нечистот. Причина аварии - устаревшее оборудование. Оно не выдержало морозов, из строя вышла система хлорирования. Население заверили, что никакой опасности для здоровья нет. Правда, представители Роспотребнадзора были настроены менее оптимистично: "От недостатка обеззараживания воды может возникнуть и холера, и брюшной тиф". И напомнили, что Истра - источник питьевого снабжения Москвы. К счастью, очаг был вовремя локализован.
Так называемых несанкционированных стоков и в мегаполисе предостаточно. Нерадивые строители сливают краску в колодец, и она попадает в пруд. То там, то здесь прорывает канализацию. Сотни АЗС и автомоек пытаются экономить, нарушая природоохранное законодательство и выливая токсичные вещества туда, где им явно не место. А около 200 столичных предприятий вообще имеют собственные выходы в водоёмы. Когда начнётся паводок и польют весенние дожди, мы с ужасом увидим, в каком грязном городе живём. А катализатором процесса станет главная водная артерия столицы.
"Поверхностные стоки - основной источник загрязнения Москвы-реки в последние годы, - утверждает главный инспектор Управления экологического контроля департамента природопользования Галина Лобачёва. - Почему раньше они не были столь опасны? Машин в городе было меньше. Наиболее грязные места Москвы-реки - "Стрелка", где стоит памятник Петру I, и участок перед гидроузлом "Перерва" в Нагатине. Дальше по течению находится Курьяновская станция аэрации, на неё приходится половина стоков. Очищенная канализационная вода разбавляет речную и понижает процентное содержание в ней железа, нефтепродуктов. Зато повышает содержание азота, фосфора. Купаться в тех местах запрещено, а рыбаки там всё равно сидят - корма для рыбы хватает".
По словам специалистов, река Москва приходит в город уже загрязнённой. По железу и марганцу превышения составляют 1,1-1,5 ПДК, по сульфидам - 3,9 ПДК. Выше нормы, как правило, содержание аммония, фенолов и формальдегидов. Причём речь идёт о превышении так называемых культурно-бытовых нормативов. А есть ещё рыбохозяйственные - они гораздо строже.
Свою лепту в загрязнение основной реки вносят притоки. Даже Сходня, наиболее чистая из них, имеет проблемный участок - от Митина до моста по Строительному проезду. Там фиксировались превышения по железу, хрому и нефтепродуктам. Что уж говорить о Яузе и малых реках, где качество воды значительно хуже.
Конечно, все стоки, попадающие в водоёмы, очистить невозможно. Да и не нужно это. Но накануне весны нелишне напомнить, что только 40% городских водосточных сетей имеют очистные сооружения. А об устаревшем оборудовании станций аэрации твердят не только экологи (высокотехнологичные системы стоят на двух станциях из четырёх). И руководство "Мосводоканала" признаёт проблему: степень очистки на Люберецкой и Курьяновской станциях не соответствует европейским стандартам, а насосные станции в Филях, Тушине и Черкизове работают на пределе. Совершенствовать технологии, по словам чиновников, придётся за счёт привлечения инвестиций и... поднятия тарифов на услуги водоснабжения и канализации. Хорошо, хоть предупредили.