Примерное время чтения: 5 минут
133

Текучка по-московски

В редакцию позвонил читатель: "На Покровском рынке происходит разборка автотранспорта, при этом горюче-смазочные материалы и кислоту из аккумуляторов сливают прямо на землю. В 500 метрах от этой базы расположен завод по производству пива. Ждать ли нам очередного ЧП с отравлениями москвичей?"

ПРИВЕДЕННЫЙ пример - лишь капля в море всех сливов и стоков, за которые можно привлекать к ответственности. В этом году только Люблинские пруды дважды пострадали от того, что кто-то сливал краску в ливневые колодцы, после чего она прямиком попадала в воду. Сотрудники экологической милиции приняли решение перекрыть часть коллектора. Поможет ли это? Просто в следующий раз краска направится по коммуникациям в другую сторону. А вот еще пример: прорвало канализационную трубу диаметром в два метра, в итоге нечистоты потекли в ливневую сеть, а затем просочились в пруд возле Батюнинской улицы. Стоки очищают на предприятиях Департамента ЖКХ, но, увы, не все. Поэтому мегаполис не застрахован от аварийных или несанкционированных сбросов неочищенных вод в реки и пруды.

В центре просто нет места для очистных сооружений

МОСКВИЧИ, не знакомые с устройством ЖКХ, наверное, и не догадываются, что в Первопрестольной действуют две системы канализации. Одна принадлежит "Мосводоканалу" и "отвечает" за так называемые хозяйственно-фекальные стоки. Беря начало с наших кухонь и из ванных комнат, они заканчивают свой путь на четырех станциях аэрации. К ним добавляются промышленные стоки, но лишь в том случае, если предприятия, их производящие, имеют договора с "Мосводоканалом".

Вторая система, принадлежащая "Мосводостоку", - это коллекторно-речная и дренажная сеть, которая отводит поверхностные и грунтовые стоки. В основном это дождевая вода, но попадают туда и "побочные продукты" предприятий. Причем бывает, что "Мосводосток" вынужден принимать их, не имея соответствующих договоров. Ведь все равно вода, если ее много (например, при обильном снеготаянии), попадет в коллектор через банальные ливневые решетки. А около 200 предприятий вообще имеют собственные выходы в водоемы. Наконец, не стоит забывать, что в столице действует и примитивная дренажная система: дождевая вода смывает с автодорог нефтепродукты, соли тяжелых металлов и прочую грязь через трубы напрямую в Москву-реку. И с этим ничего не поделаешь - в центре города просто нет места для строительства очистных сооружений.

Как считают специалисты Департамента природопользования и охраны окружающей среды, именно поверхностные и частично производственные сточные воды стали причиной того, что содержание загрязняющих веществ в малых реках Москвы увеличивается в 2-3 раза по большинству показателей. А таких рек и ручьев в черте города более 140, и не стоит лишний раз говорить, какую они имеют ландшафтную и экологическую ценность.

При этом если "Мосводоканал" чистит все свои стоки и постоянно совершенствует технологии переработки (канализационная вода после очистки возвращается в природные источники), то у "Мосводостока" дела обстоят похуже. Далеко не все коллекторы имеют на конце очистные сооружения - лишь 40% городских сетей оснащены ими, а доля очищенных сточных вод в общем объеме стоков не превышает 20%. Да и работающие сооружения технически устарели - их надо реконструировать.

На всю Москву осталось пять инспекторов

ВПРОЧЕМ, дело не только в оборудовании или его отсутствии. Как говорил булгаковский герой, разруха - в головах. Чтобы сточные воды стали чище, надо ликвидировать свалки в черте города, вовремя убирать территории рынков, не допускать незаконных сливов вредных веществ.

Взять автомойки. Куда девается вода после того, как стечет с кузова "железного коня"? Согласно проекту эксплуатации, должна возвращаться в оборотную систему автомойки: вся грязь, в том числе так называемые синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), оседает в бетонном накопителе, а вода, пройдя через очистное сооружение, вновь готова к употреблению (но только для технических целей, ведь по характеристикам она гораздо хуже питьевой). Однако нередки случаи, когда излишки грязной воды сбрасывают в какой-нибудь колодец, откуда она попадает в одну из малых рек. Кто-то сливает излишки в канализацию. Причем многие автомойки делают это легально - у них есть договора с "Мосводоканалом", но нам-то от этого не легче.

"Это санкционированные стоки, и "Мосводоканал" в состоянии их обезвредить, когда они попадают на сооружения по биологической очистке. Там используются микроорганизмы, которые нейтрализуют органику и соли тяжелых металлов, - говорит главный инспектор Управления инспекционно-экологического контроля Департамента природопользования Галина Лобачева. - Гораздо опасней слив на рельеф местности или в ту же ливневую канализацию токсичных осадков из накопителей. Владельцы моек обязаны в соответствии с графиком откачивать осадок и отдавать его на переработку или захоронение. Но в этом году только в Южном округе мы выявили две мойки, где были грубые нарушения. Наложили штраф. Он составляет от 5 до 10 тыс. руб., но разве это деньги для них? А подавляющее большинство нарушений мы просто не в состоянии выявить. Экологический контроль предприятия по новому закону мы осуществляем только раз в два года, к тому же на всю Москву у нас осталось пять инспекторов".

Экологи мечтают о возрождении малых рек в мегаполисе. Если их мечта осуществится и все забранные в коллекторы речушки освободят, что предстанет взору москвичей? Хотя... так город справится с бензиновым кризисом, ведь нефтепродукты из этих "артерий" можно будет откачивать тоннами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно