Примерное время чтения: 3 минуты
116

Между желтизной и бесцветностью

В ЛАБОРАТОРИИ Рублевской водопроводной станции мне показали две колбы с водой. В первой она немного желтоватая (профессионалы уточнят: повышенная цветность) и не такая прозрачная. Во второй - прозрачная и бесцветная, именно такая попадет в дома москвичей. Что происходит с водой на пути "от первой колбы до второй", я и попыталась выяснить.

Начальник РВС

ПУСТЫННЫЙ берег Москвы-реки. Никаких промышленных предприятий, деревень, только далеко на горизонте виднеются белые башни микрорайона Строгино. Прямо передо мной - плотина, через которую лениво течет вода. Над самым краем нависла ледяная корка. Вода, падая, пенится и бежит на водоприемник Рублевской водопроводной станции (РВС). Раньше на плотине работали генераторы, вырабатывавшие энергию для освещения станции, но сегодня эксплуатация плотины как ГЭС не окупается.

"Рублевская - старейшая из четырех столичных водопроводных станций, - объясняет мне начальник РВС Сергей Фомичев. - Подает воду в Москву с 1903 г. И вот уже почти сто лет бесперебойно обеспечивает 25% потребностей города, пропуская ежедневно 1,5 млн. м3 жидкости". Вода из Москвы-реки попадает через насосную станцию в смеситель. Проходя через это сооружение на большой скорости с шумом и ревом, она за 5-6 минут успевает смешаться с реагентами: один из них "умеет" осветлять жидкость, второй - обеззараживающее вещество (газообразный хлор) - уничтожает бактерии. Реагенты образуют гель, на который "налипают" взвешенные частицы. Из смесителя вода направляется в отстойник, на дно которого постепенно оседают оставшиеся "следы" очистки. Потом в специальную камеру под обстрел озона - сильного окислителя. Заходить туда нельзя, потому что озон в высоких концентрациях опасен для человека. Можно только через окошечко в камере посмотреть, как вода "кипит" и булькает при озонировании. Следующий этап - фильтрация. Сначала через слой кварцевого песка толщиной 1,8 м. Второй фильтр - угольный, предназначен для того, чтобы убрать "излишки", образовавшиеся после взаимодействия озона с компонентами воды.

И пить, и улицы мыть

СХЕМА очистки, о которой я рассказала, применяется лишь на одном блоке Рублевской водопроводной станции. Остальные три планируют перевести на эту технологию позже. (Использование озона улучшает вкус и запах питьевой воды.) Пока же там обеззараживают воду традиционным способом - хлором. "Москвичи иногда жалуются, что вода из-под крана в квартирах пахнет хлором, - рассказывает мне главный технолог Наталья Замокина. - Вода, уходящая с нашей станции к потребителям, полностью отвечает стандартам очистки. И содержит в себе немного так называемого остаточного хлора. Он нужен для того, чтобы предотвратить заражение воды по пути к вашему дому. Если вам не нравится запах хлора, дайте воде отстояться в открытой посуде - запах быстро улетучится. И совершенно исчезнет при кипячении".

Очищенная вода попадает в накопительные резервуары, чтобы станция обеспечивала своим "продуктом" население равномерно в течение суток. Этой же водой моют в городе улицы, тушат пожары, наполняют фонтаны, используют в душе. В России не разделяют воду на питьевую и техническую, как это принято в других цивилизованных странах. А жаль. Столько денег и труда вкладывается в превращение речной воды в прозрачную и бесцветную!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно