Снег - наказание для коммунальных служб. В отличие от столицы в области нет ни одного снегоплавильного завода: сугробы вывозят таять на спецполигоны.
В БАЛАШИХЕ, например, для такой цели избрали кусок земли рядом с городским кладбищем. В Жуковском - небольшой участок около Москвы-реки. "Отходы" обнесены забором: только за прошедшие 2 недели этот полигон принял более 2400 м3 снега.
Дворник или спецтехника?
ДА ТОЛЬКО главная проблема не в том, как переработать снег, а в том, чтобы элементарно убрать его с улиц. Водители с трудом могут припарковаться к тротуарам, около которых высятся белые горы. Прохожие вынуждены перепрыгивать через сугробы. Огромные снежные завалы высятся у входа в детские сады и поликлиники. Почему так происходит? "Основная причина - в отсутствии необходимой техники, - рассказывает начальник управления по работе с территориями Госадмтехнадзора Московской области Юрий Казаков. - Кроме того, ответственность за уборку снега лежит на нескольких организациях: на центральных трассах, как правило, убирает "Автодор", во дворе должен работать дворник. Разобраться, почему на небольших улицах лежит снег и кто в этом виноват, бывает очень сложно". По результатам проверки самые заснеженные улицы оказались в Пушкинском, Орехово-Зуевском, Талдомском районах, в г. Дзержинском, Волоколамске.
"У нас тоже бывают проблемные участки, - делится начальник "Автодора" в Жуковском Алексей Тюрин. - На улицах Маяковского и Ломоносова, например, убрать снег невозможно. Техника с трудом проходит среди неправильно припаркованных автомобилей. Приходится запускать небольшой мини-трактор, предназначенный для расчистки тротуаров. Но их на вооружении у нас мало". Такая же проблема и в Королёве: "Улицы Карла Маркса и Коминтерна узкие, - говорит пресс-секретарь главы города Алексей Малинский, - неправильно припаркованные автомобили делают проезд тяжёлой техники вовсе невозможным".
Если уж коммунальщикам трудно справиться с городскими улицами, что говорить о сельских дорогах. Иногда отыскать трассу в снежном поле можно только по дорожным знакам. "Центральные шоссе находятся под опекой "Мосавтодора", - рассказывает председатель Комитета ЖКХ Наро-Фоминского района Фёдор Доманов, - часть сельских дорог - бесхозные: предприятия, которые их строили, давно разорились, и следить за ними некому. У нас в Верейской зоне таких "троп" несколько десятков. В прошлом году мы перевели на баланс района 35 из них, среди которых: Кубинское ш. - дер. Иневка, Наро-Фоминск - Ново-Никольское - Васильчиново. На эти цели было потрачено более 900 тыс. руб.". Теперь в условиях реформы местного самоуправления главы сельских поселений должны сами решать вопрос уборки снега: либо заключать договор с организациями, либо устраивать субботник с участием жителей. Последнее - самое верное: кому ж захочется добираться домой по сугробам?
Скользкая тема
СНЕГ скапливается и на крышах. Сбивать наледь должны владельцы домов, но сосульки по-прежнему свисают с большинства зданий. Из 573 объектов, которые осмотрели инспектора Госадмтехнадзора, 148 "венчали" сугробы, а 347 - сосульки. Так, до последнего момента сосульки угрожали посетителям поликлиники N 3 в Клину и ребятне из детского сада дер. Поварово Солнечногорского района. "Мы предупредили все учреждения, - говорит Юрий Казаков, - повторное нарушение грозит штрафами до 30 тыс. руб. Но как можно наказывать детсад или больницу? Они вовремя не сбивают сосульки из-за тяжёлого финансового положения".
Немногим лучше обстоят дела со льдом на земле. Реагенты в области практически не используют, обходятся технической солью и песком. Ежедневно дворники и спецтехника посыпают улицы и трассы противогололёдными средствами. Но избавиться от "катка" на улице удается не всегда. "В прошлом году сбылась наша мечта - центр Наро-Фоминска выложили брусчаткой, - продолжает Фёдор Доманов. - Красиво, как на Красной площади. Одна беда - её нельзя очистить полностью. Реагенты портят дорогостоящий камень. Приходится аккуратненько посыпать тонким слоем песка. Но его быстро "стаптывают", и под вечер всё равно становится скользко".