Примерное время чтения: 9 минут
127

Неубранный снег превратился в каток

Новый реагент не рассчитан на оттепель.

Снегоплавильные камеры не готовы "переваривать" лед.

Жаль, что мэр не ездит по переулкам.

ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ реагенты призваны растапливать снег лучше и больше. Современная снегоуборочная техника должна все растопленное подбирать, оставляя улицы города вычищенными до асфальта. Но... снег все равно слеживается в большие сугробы, а реагенты не справляются с гололедицей, становясь причиной аварий и происшествий. Почему? Давайте попробуем разобраться.

КАЖДУЮ зиму в Москве выпадает снега столько, что на месте стадиона "Лужники" можно было бы построить дом высотой в 33 этажа. С дорог, длиной равных расстоянию до Праги и обратно (4,7 тыс. км), его ежедневно убирают более 1,5 тыс. самосвалов и 6,5 тыс. других машин. Но, если снег остается, значит, техники все-таки не хватает?!

Сколько нужно техники? В Управлении жилищно-коммунального хозяйства считают, что техники достаточно. Проблема снега - это проблема городского транспорта. Именно ее нужно решать в первую очередь. Как вариант - сокращать число "длинных" автобусов и троллейбусов, заменяя их более маневренными и компактными моделями. Убирать грузовики хотя бы из центра города. Приучить автовладельцев соблюдать давно забытое правило парковки "чет" - "нечет", разрешающее оставлять машины по четным дням с одной стороны улицы, по нечетным - с другой. Собственно, оно и было придумано для того, чтобы свободно убирать улицы. Но за его несоблюдение - штраф всего 30 руб., заплатив который можно оставить машину на том же самом месте. Все эти мелочи, несомненно, влияют на качество уборки. Но, может быть, решение проблемы лежит не в количестве, а качестве самой техники, и городу она нужна совсем другая - БОЛЕЕ СОВРЕМЕННАЯ, приспособленная к условиям мегаполиса?

Сколько нужно дворников? За сугробы, убранные с дорог на тротуары, отвечают дворники. В Москве их 35 тыс. чел., но многие москвичи даже не подозревают об этом, как и о том, что в каждом округе есть технические инспекции, принимающие на них жалобы и контролирующие их работу. Кстати, дворникам недавно повысили зарплату, равно как и многим работникам ДЭЗов. Но лучше бы им составили служебное расписание и обязали быть на рабочем месте в течение всего дня. Я своего дворника, например, видела с начала зимы всего один раз.

Сколько нужно реагентов? Зима обойдется городу в 250 млн. бюджетных руб. Новые реагенты - дорогое удовольствие. Однако проблема не в том, откуда взять деньги, а как научиться грамотно их использовать. В эпоху соли все страдали от ее избытка. Академия коммунального хозяйства рекомендовала применять по 5 г на 1 м2, а рассыпали по 50 г на 1 м2 и больше. Сегодня техника оснащена автоматическими дозаторами. Но у противогололедных препаратов очень много противопоказаний. Например, чем ниже опускается столбик термометра, тем бесполезнее применение ХКМ (жидкого модифицированного хлористого калия), действующего лишь от 0 до -3 градусов. При плюсовой температуре ХКМ превращает снег в кашу, а на дороге образуется "масляная" пленка, что кроме аварий стало причиной шутки: "Аннушка уже разлила ХКМ".

Потребуется еще много времени, чтобы приспособиться к новейшим средствам борьбы с зимой. Однако основная проблема коммунального хозяйства в том, что над ним очень много экспериментируют и, не закончив один эксперимент, начинают другой.

Могучие кучки

ГОРОД разделен на своеобразные "зоны элитарности". Сначала от снега очищают основные радиальные магистрали, по которым движутся большие потоки транспорта, а также кольца. В общей сложности это около 20% московских улиц. За "центровые" участки отвечает ГУП "Доринвест". И, судя по всему, с задачей худо-бедно справляется (попробуй вовремя не убрать правительственную трассу Новый Арбат - Кутузовский проспект!). По-другому обстоят дела на остальных 80%, так называемых периферийных участках, очистка которых возложена на префектуры.

Абсолютными рекордсменами по части количества и габаритов ледовых нагромождений могут считаться небольшие улицы, переулки и тупики. Моя экспериментальная пешеходная прогулка от Арбата до Б. Никитской превратилась в настоящую полосу препятствий. Один из уровней повышенной сложности - Скатерный пер. Преграды почти на каждом шагу: в небольшом переулке я насчитал 11 штук.

Решил узнать в местном ГРЭП N 5 происхождение, а вернее, неисчезновение ледовых "гор". Оказывается, дворники работают по инструкции, их главная задача - сгребать снег и лед, сброшенный с крыш, в эти самые "горы". Дальше - вывоз. За эту операцию отвечают ГУП "Пресненский" и ЗАО "Сот". "Что вы говорите, Скатерный переулок? - удивился зам. генерального директора ГУП "Пресненский" Яков Погост. - Мы уже 4 раза оттуда все вывозили, это при том, что официальный регламент вывоза снега - ДВЕ НЕДЕЛИ! Так что пока там работать не будем - переулки и тупики мы убираем во вторую очередь, нам хватает забот и с магистральными дорогами".

В ЗАО "Сот" мне объяснили более обстоятельно. Оказывается, убирать эти кучи можно только по ночам, поскольку днем не протолкнуться. И даже ночью, как правило, около трети каждого переулка и тем более тупика загромождено машинами, что сильно затрудняет уборку снега и льда вручную. Ковшовый погрузчик работает медленно, да и вообще он один. Кстати, я так и не понял, почему погрузчик один, если его мало. А вывезти надо около 18-20 грузовиков за ночь. Снег везут в снегоплавильню. Она умеет справляться со снегом, а вот лед не любит - он плохо и медленно тает, засоряет решетки. Кто же тогда принимал в эксплуатацию технически недоработанные снегоплавильные камеры?

И еще я думал, что снег надо вывозить как можно быстрее, а тут сверху определили регламент аж в две недели. На мой наивный вопрос коммунальщики "Сот" рассказали, что часто на фирму поступает сигнал о предстоящем проезде мэра по их территории. И вот тогда большая часть работников снимается с "горящих" участков и перебрасывается для имитирования бурной трудовой деятельности на пути следования градоначальника. Так и двух недель не хватит!

Борис НИКОЛЬСКИЙ, полномочный представитель Москвы в Совете Федерации:

- В ЭТОМ году зима очень необычная, она устроила настоящий экзамен - нас буквально засыпало снегом. А с учетом того, что именно в этом сезоне мы переходим на новые реагенты, ищем такие, которые были бы щадящими для растительности, для людей, как и при любом переходе на что-то новое, испытываем определенные организационные трудности. Были трудности по поставкам нового реагента, пока химическая промышленность не вошла в ритм. В последнюю неделю поставки наладились.

Другой ряд проблем связан с людскими ресурсами. Люди должны привыкнуть к новым реагентам и технологиям. Новые реагенты довольно дороги, и наносить их надо очень аккуратно, дозированно, иначе они не пользу принесут, а вред. Но если все грамотно отладить, применять соответствующие реагенты при разных температурах и прочих условиях, то, думаю, у этого новшества прекрасные перспективы. Сугробы, которыми "украшены"где-то обочины улиц и тротуары, - еще одна трудность. Снега надо убирать больше. Для его приема мы ввели в строй специальные снеготаялки, они базируются на системах канализации города. Но необходимо больше машин, техники для вывоза снега. На это, соответственно, требуются большие затраты.

Мы ждем еще достаточно снежных февраля и марта. Есть примета: если январь малоснежный, то будет очень много снега в марте.

Тормоза не помогут

ДАЖЕ владельцы "обутых" в новую шипованную резину авто в последние три недели чувствуют себя на дороге неуверенно. Машины скользят по асфальту, как по натертому паркету. Причиной того, что дороги стали вдруг похожи на катки, явился новый реагент. В оттепель он покрывает дорогу "масляной" пленкой. За две недели, с 8 по 22 января, на столичных дорогах произошла 201 авария. В качестве основных причин ДТП в пресс-службе ГИБДД традиционно назвали разгильдяйство водителей и плохую видимость по вечерам, деликатно отказавшись комментировать жизнь на дорогах, политых новым реагентом. Хотя именно в дни потепления случилось сразу несколько "групповых" аварий, когда машины натыкались друг на друга, выстраиваясь в длинные шеренги. Например, чуть больше недели назад можно было увидеть две подобные аварии на МКАД: по внешней стороне между Можайским шоссе и Мичуринским проспектом, по внутренней - между Ленинским и Мичуринским проспектами - от 10.00 до 10.30 утра. Предположить, что у всех автомобилей вдруг отказали тормоза, вряд ли кто-то возьмется.

МКАД, как известно, поливают новым реагентом. Тормозить на дороге, покрытой масляной пленкой, вы будете в 1,5-2 раза дольше, чем на голом льду. И многие уже успели это проверить.

Наша справка

"Абсолютно безвредных антигололедных реагентов нет во всем мире. Все реагенты - либо неразбавленная химия, либо мелкодробный камень (например, гранитная крошка или мелкий щебень) с химическими добавками, имеющими консистенцию песка, а потому забивающими канализационные стоки". Такие выводы сделала Москомприрода еще в 1999 г. Тем не менее две следующие зимы в Москве проходили тестирование разные противогололедные препараты. Всего было испытано 28 реагентов, в том числе природные рассолы из глубинных скважин. (Последние, как ни странно, оказались самыми вредными препаратами, содержащими тяжелые металлы и железо.) Они должны были заменить соль, разъедающую корни деревьев, автомобильные шины и обувь москвичей. Эксперимент завершился победой нескольких реагентов - НКММ (на основе нитратов калия, магния и мочевины); ХКМ (жидкого модифицированного хлористого калия), "Антиснег-1" (раствор ацетата амония) и "Нордикс-П" (раствор ацетата калия). Этой зимой от соли отказались полностью и стали использовать НКММ - для топки снега в скверах и во дворах; ХКМ и "Антиснег-1" - на дорогах и магистралях; препаратом "Нордикс-П" обрабатывают территорию Кремля и магистрали правительственного значения.

Проведенное по инициативе Москомприроды исследование нитратов калия, магния и мочевины показало, что попадание их в Москву-реку и другие столичные водоемы отрицательно скажется на их состоянии: водоемы зацветут и запахнут. Кроме того, этот реагент - источник аммиачных загрязнений, токсичных для человека и водной фауны. ХКМ же способствует накоплению хлористых соединений в почве и воде, потому также отрицательно влияет на здоровье человека.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно