В Подмосковье сегодня действует порядка 400 муниципальных музеев. Большинство из них находится на балансе местной администрации. Поддерживает их и областное министерство культуры. Но посетители в залы не торопятся.
Ищут деньги и помещения
МЕСТНЫЕ жители с большей охотой отправятся в кино или на дачный участок, вместо того чтобы в выходные заглянуть в музей, в котором на протяжении нескольких десятилетий ничего не меняется - ни витрины, ни экспозиция. "К сожалению, музеи привыкли, что им должны выделять средства, - считает зам. директора краеведческого музея г. Жуковского Эдуард Семёнов. - А сделать так, чтобы заработать деньги самим, - на это большинство учреждений не- способно". Два года назад в краеведческий музей Жуковского лицезреть портреты авиаконструкторов школьников можно было заманить только из-под палки. Сейчас здесь топчется городская ребятня, приезжают гости специально из Москвы. Достаточно было в одном из залов установить 6 авиатренажёров - и посещаемость резко увеличилась до 100 человек в день.
Ещё одна традиционная жалоба музеев: не хватает помещений. "Повезло коллегам из Жуковского, - вздыхает Наталья Сотникова, директор краеведческого музея г. Железнодорожного. - Мы же располагаемся на первом этаже жилого дома, всего 5 залов, этого едва хватает, чтобы разместить уже имеющиеся экспонаты. Хранилища нет и вовсе. Хотя нам есть что показать. Практически все экспонаты принесли в дар горожане: старые фотографии, вещи, мебель. Недавно, например, предложили хорошо сохранившееся пианино XIX века. Предоставить музею новое здание обещают уже несколько лет, да что толку?" И в Рузском краеведческом музее уже второй год "сидят на чемоданах". "Мы даже не можем развернуть экспозицию, - объясняет директор Лев Соколов, - а ведь раньше к нам приезжали московские артисты, в комнате с дивной акустикой давали концерты, там же проходили лекции. Наша беда, что находимся в здании церкви. Попросили его освободить, а в том помещении, которое предназначено нам, до сих пор идёт ремонт. У нас настолько богатая экспозиция, что по ней можно проводить уроки истории. Жаль только, что учителя не соглашаются на наше предложение проводить здесь выездные уроки".
Но, вероятно, и помещение, и средства - не панацея. Пару лет назад Историко-художественный музей Долго-прудного справил новоселье. И сегодня его посещают в среднем... 4 человека в день. При том что входной билет для взрослых дешёвый - всего 30 руб. Более ощутимый доход музею приносит багетная мастерская.
А надо искать идеи
МЕСТНЫМ музеям выживать трудно в принципе. И не только в Подмосковье. Посетив это учреждение в детстве со школьной экскурсией, жители городка вряд ли придут сюда ещё раз. Значит, чтобы привлекать гостей, музеям надо либо заниматься чем-то ещё помимо выставочной деятельности, либо обладать такими экспонатами, которые привлекут внимание заезжих туристов. К сожалению, второе малореально. Наличие ценных экспонатов потребует ещё больших вложений - в ту же охрану. Значит, нужно активно развивать первое направление. Например, краеведческий музей пос. Малаховка имеет постоянных посетителей. "После того как мы справили новоселье, - рассказывает зам. директора Татьяна Гордеева, - музей превратился в центр культурной жизни посёлка. Работает лекторий, собирается Клуб любителей природы. Мы получили возможность устраивать выставки. Планируем проводить экскурсии по посёлку - пешие и велосипедные". Ещё вариант: почему бы, например, не объединить краеведческий музей и библиотеку - сделать хороший информационно-справочный центр? Решится и проблема помещений, и проблема посещаемости. Главное - учитывать требования времени, а не отставать от него.