Из хранилища Эрмитажа исчезли две сотни музейных экспонатов - дорогих ювелирных предметов. Пропажа раскрылась лишь в ходе плановой проверки. А как часто подобные проверки проходят в музеях Подмосковья и надёжно ли защищены их экспонаты?
ОБ ЭТОМ рассказывают сотрудники музеев Московской области.
Светлана НАЗИНА, главный хранитель фонда Ногинского краеведческого музея:
- ДЛЯ НАС случившееся в Эрмитаже - неожиданно и удивительно, такого не может быть. Цепь трагических случайностей. В нашем музее тоже большая коллекция изделий из драгметаллов, причём лишь часть её выставлена в экспозиции, а остальное находится в хранилище. Мы ежегодно сдаём отчёты наших проверок в областное Министерство культуры. Не так давно провели полную проверку всего золотого запаса на соответствие пробы. Музей находится под круглосуточным контролем вневедомственной охраны.
Александр РЯЗАНОВ, директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина (Одинцовский р-н, с. Большие Вязёмы):
- В НАШЕМ музее, согласно инструкции Минкульта области, ежегодно проводится сверка наличия всех экспонатов. Периодически мы организовываем тотальную инвентаризацию - при ней не только проверяется, находятся ли на своих местах экспонаты, но и описываются недостатки (трещины, заломы, сколы), все предметы проходят перемаркировку. Правила, касающиеся хранения и выставки ювелирных украшений, строже в несколько раз. Кроме того, в любом случае хранители должны вести (и в нашем музее ведут в обязательном порядке) журнал учёта всех посетителей, фиксировать тех, кто входит в хранилище, - будь то сантехник, электрик, исследователь. Тогда, даже если кража будет совершена, по журналу легко отследить побывавших в хранилище людей. Предположить же, что хранитель сам похитил предметы искусства, - невозможно, все хранители настолько фанаты своего дела, что потеря экспоната для них равняется потери близкого человека или ребёнка. Кроме того, хранители материально ответственны за доверенные им предметы. Пропажа экспонатов у нас случалась лишь однажды - исчезло прижизненное издание Пушкина "Братья-разбойники". Но при сверке обнаружилось, что книга... была вложена в другую.
Зинаида МИТЮГОВА, директор Балашихинского историко-краеведческого музея:
- Я, КАК музейный работник, вижу лишь одну возможную причину кражи каких-либо предметов из хранилища - ХАЛАТНОСТЬ. Сверка - трудоёмкая, но не невозможная процедура, и проводить её нужно как можно чаще. Причём сверки проводятся не по фонду целиком, а по коллекциям, поэтому даже в таком гигантском музее, как Эрмитаж, осуществлять их регулярно - не проблема. У нас ни разу не случались пропажи экспонатов. Лишь однажды лишились вазы 70-х гг., подаренной чехами, и чучела. Вазу разбили по неосторожности, а чучело съела моль. Но это не криминал, это жизнь. Конечно, мы понимаем, что коллекции подмосковных музеев не такие ценные, как в Эрмитаже, и уже поэтому у нас вряд ли что-то могут украсть. Однако большинство музеев Подмосковья отстают от прогресса на сотню лет и не оборудованы современными средствами охраны.