Запруженная Москва

   
   

Что может быть лучше отдыха у реки или озера? Наверное, отдых у пруда. Эту водную стихию при желании можно полностью контролировать.

РАЗМЫШЛЕНИЯ в таком духе посещали состоятельных и властных москвичей разных эпох. Они строили усадьбы, рыли пруды и придумывали каскадные системы. Так в столице появилось много красивейших искусственных водоёмов.

"ЦАРИЦЫНО". Екатерина II поручила Василию Баженову строительство своей резиденции. Через десять лет были возведены Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Кавалерские корпуса, фигурные мосты через овраги, Виноградные ворота, галерея с аркой в модном романтическо-готическом стиле. Но дворец царице не понравился, она приказала сломать его и построить новый. Матвей Казаков снёс баженовского предшественника, но достроить новый ему также не удалось. После смерти Екатерины сооружения комплекса ветшали и разрушались. До первой четверти ХIХ в. гордостью "Царицына" оставался лишь пейзажный парк. Его деревья до сих пор смотрятся в воды Верхнего Царицынского пруда, образующего вместе с Шипиловским и Борисовским самый большой в Москве каскад прудов. Прогулочные маршруты в парке объединяют живописные видовые перспективы, беседки и мосты. Арку на острове Верхнецарицынского пруда прозвали "русалкиными воротами". Из-под неё открывается великолепный вид на павильон "Нерасcтанкино" - "храм меланхолии", где любой посетитель всегда мог найти несколько садовых кресел и столов. Но так было когда-то. "Царицыно" за двести лет превратилось в величественные руины. К счастью, там больше не тренируются альпинисты, а бомжи не устраиваются на ночлег, как они делали это всю последнюю половину прошлого века. В настоящее время ведётся активная реставрация дворцового комплекса, а к Дню города власти обещают исправить положение вещей и завершить работы по благоустройству Верхнего и Среднего Царицынских прудов: восстановят тропиночную сеть и построят несколько новых мостов.

"ЛЕФОРТОВО". Прообраз Петергофа и Версаль на Яузе - так когда-то называли Головинский сад, а позже Лефортовский парк. По указу Петра I сад начали доделывать, украшая фигурными прудами, островками, плотинами, каскадами и другими "затеями". Он оставался самым большим в Москве XVIII в. Парк сохранил первоначальную планировку, хотя перестраивался неоднократно. До нас дошли три террасы, система проточных прудов и каналов (подпитываемых из реки Синички), мосты, ротонда, балюстрада, грот. Но заболоченные и пахнущие тиной пруды уже не столь великолепны. И купаться в них не стоит, хоть многих так и тянет. В настоящее время их возвращают к жизни: восстановление началось с рытья канала. По замыслу проектировщиков, главную водную артерию парка в нескольких местах перекроют плотинами. Возникшие в результате этого запруды будут создавать эффект каскадного падения воды. Кроме того, в ходе реставрации предполагается восстановить все исторические водоёмы "Лефортова": два верхних пруда, имевших форму сапожек (Головинский и Анненгофский), и четыре нижних - Большой, Крестовый, Восьмигранный и Овальный. Реставраторы намерены возродить знаменитый грот Растрелли, а архитекторы - воссоздать ансамбль садово-паркового искусства. Петергоф в Москве и Версаль на Яузе обещают закончить в 2010 г.

"КУСКОВО". И на территории усадьбы графов Шереметевых не обошлось без прудов. Усадьба строилась как дворцово-парковый ансамбль и оставалась во владении Шереметевых более трёхсот лет, вплоть до 1917 г., - случай в истории усадеб довольно редкий. На протяжении почти полутора столетий здесь и жили, и "забавлялись" в традициях того времени: философствовали, читали, музицировали, танцевали, играли в карты и "изволили кушать". В "Кускове" благоухали цветы и курились благовония, устраивались торжественные приёмы и обеды для императорских особ и сановного дворянства. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. В подражание петербургским ансамблям здесь были созданы экзотические уголки в национальных традициях: "голландский" участок с прудом, садом и подъёмным мостом (первоначальный, на железных цепях, не сохранился) и "итальянский" уголок с фонтаном, статуями в небольшом саду и летним гротом у пруда. Сложные узоры из травы, цветов и стриженой зелени сделали "Кусково" уникальным произведением искусства XVIII в. Разбивка регулярного парка осуществлялась одновременно с земляными работами по созданию Большого Дворцового пруда. От 17 других он отличается величиной и занимает 14 га. На нём даже существовала небольшая флотилия гребных судов. В настоящее время флотилии нет, но веселья хватает. Здесь вручают старейшую театральную премию "Хрустальная Турандот". Церемония проходит во дворце и завершается фейерверком на берегу. А каждое лето в стенах дворца звучит вокальная и инструментальная музыка XVIII-XIX вв.

"ОСТАНКИНО". Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. К Шереметевым усадьба перешла в XVIII в. в числе приданого за его матерью, урождённой княжной Черкасской. Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции избрали "Кусково", и потому до конца XVIII в. "Останкино" имело преимущественно хозяйственное значение. Принципиальный поворот в судьбе "Останкина" связан с решением строить театр. В отличие от большинства представителей просвещённого российского дворянства того времени склонность к модной тогда забаве - театру - у Николая Петровича Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. В настоящее время в "Останкино" - единственный в России театр XVIII в., сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Акустические свойства делают его лучшим залом Москвы. И до сих пор он используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов. А усадьба в целом привлекает архитектурными формами, красотой интерьеров дворца, тишиной старинного парка. И водоёмами. Пруд находится непосредственно за дворцом. Поэтому и называется Дворцовым. Собственно же Останкинским принято называть другой водоём - перед зданием телецентра, который к усадьбе отношения не имеет, хоть и находится в непосредственной близости. Но это не мешает ему пользоваться популярностью. После того как несколько лет назад его очистили от ила и укрепили береговую линию, он стал ещё красивее. На его берегах проходит детская парусная регата и устраиваются различные летние праздники.

ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ. Вообще-то из прудов остался один. Но на название этот факт никак не повлиял. Три пруда в своё время находились на территории усадьбы патриарха на Козьем болоте. Здесь паслись козы, били ключи и родники. В начале XIX в. два водоёма засыпали. Оставшийся в советское время назывался Пионерским. Несколько лет назад с Патриаршими чуть не случилось страшное: дно пруда собирались забетонировать, как предусматривал некий проект реконструкции территории. По мнению столичных властей, "деревню посреди города с ужасным водоёмом, в котором растёт трава", нужно обязательно ликвидировать. И не важно, что многие москвичи любят это место и считают оазисом посреди каменного мешка, каким является центр. Поскольку среди жителей соседних домов оказались строители, архитекторы с учёными степенями, они объяснили властям, что пруд до сих пор живёт полной жизнью и питается грунтовой водой. Если же дно забетонировать, водоём погибнет, а живая вода никуда не денется и потечёт под фундаменты близлежащих домов. Жители тогда победили. Пруд до сих пор жив на радость всем москвичам.

ИЗМАЙЛОВСКИЕ ПРУДЫ. "Измайлово" - тоже довольно известное место со времён Ивана Грозного. В середине XVII в. оно вместе с охотничьими угодьями и хозяйством перешло к царю Алексею Михайловичу. Во второй половине XVII в. там начинается строительство царской резиденции, с дворцовой усадьбой на острове и фруктовыми садами по берегам. В царской резиденции насчитывалось 37 прудов только для разведения рыбы. Были и пруды специального назначения: пиявочный - для лечебных целей, стеклянный - вода шла на нужды стекольного завода, зверинецкий - для большого измайловского зверинца. Вместе с каскадом из 13 прудов (Красный, Олений, Лебедянский, Терлецкие, Совхозные и др.) они окружали остров Государева двора. В конце XVIII в. "Измайлово" запустело, звери вымерли, хозяйство пришло в упадок. С годами сады стали лесом, пруды заросли. В советское время на территории усадьбы размещался жилой рабочий городок им. Баумана. А часть лесного массива превращена в ПКиО "Измайлово". Лет двадцать назад усадьбу реставрировали, восстановив корпуса Государева двора и очистив пруды.

ВВЦ. В 1939 г. у усадьбы "Останкино" появляется сначала один сосед - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, а через несколько лет другой - Главный ботанический сад. Их появлению предшествовало осушение заболоченных территорий, прокладка дорог, высадка цветов и кустарников, воссоздание реликтовой Останкинской дубравы, а также сооружение каскада прудов. На некоторых водоёмах до сих пор гнездятся огари и канадские казарки. Ближний к павильону животноводства пруд популярен особенно: там установлена стела-фонтан "Колос", которую москвичи окрестили... фаллосом. На этом пруду можно кататься на лодках, но за стелу заплывать не рекомендуется. Её облюбовали чайки, которые при приближении к "Колосу" начинают атаковать без предупреждения.

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ. Пруды образовались от запруды реки Рачки, протекавшей когда-то вдоль стены Белого города. Со времён Ивана Грозного улицы вблизи водоёмов были населены мясниками, пригонявшими в Москву скотину на продажу. Отбросы бизнеса попадали в пруды, из-за чего их называли Погаными. При Петре I Мясницкая улица превратилась в правительственную трассу: царь ездил по ней из Кремля в Лефортово и Преображенское. Вместо хозяйственных построек на переднюю линию улицы в соответствии с внедряемой Петром планировкой стали выходить красивые фасады. Александр Меншиков активно включился в преобразование этого района, купив здесь участок под свою усадьбу. Развёл сады, построил каменные палаты и очистил пруды, ставшие с тех пор Чистыми. Зимой здесь катаются на коньках, летом кормят лебедей и уток. В последние годы стало модным проводить разные культурные акции типа выставок под открытым небом или расписывания околопрудных скамеек.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРУДЫ. Находятся в Тимирязевском лесопарке, на территории бывшей усадьбы "Петровско-Разумовское", созданной в стиле, получившем в истории архитектуры отдельное название нарышкинское барокко. Период расцвета начинается с того времени, как имение получает в качестве приданого жены Кирилл Разумовский. Будучи президентом Петербургской академии наук, он отстраивает усадьбу. В середине XVIII в. она становится похожа на дворец с оранжереями, прудами и шикарными липовыми аллеями. Во второй половине XIX в. власти выкупают усадьбу под Земледельческую академию. На её переустройство ушла гигантская по тем временам сумма - 757 тыс. руб. Архитектор Николай Бенуа ветхие постройки снёс и на их месте выстроил новые, сохранившиеся до наших дней. Не так давно здесь прошли реставрационные работы. От ступеней дворца начинается парк, который уступами спускается к прудам. В настоящее время парк реконструируют, а водоёмы доступны для отдыха.

Смотрите также: