Один в поле. Как выжить фермеру в Подмосковье

   
   

Кредиты получить сложно

ВО ВСЁМ цивилизованном мире сельское хозяйство дотируется государством. Благодаря такой поддержке всего 3-5% европейского населения, занятых в этой области, не только кормят весь континент, но и экспортируют свою продукцию. В США другая ситуация: правительство иногда доплачивает фермерам, чтобы они... сократили наделы, дабы не пресыщать рынок продуктами и не обваливать цены. Так или иначе, правительство заботится о кормильцах наций.

А что у нас? С помпой стартовали президентский национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" и подмосковная программа по поддержке малого бизнеса. Однако за прошедший год только 71 фермер получил кредит. Проблема - в излишней забюрокраченности процедуры. Чтобы пройти все согласования, нужны месяцы.

Столичные рынки завалены импортными овощами и фруктами, хлеб печётся из заграничной пшеницы. А подмосковные крестьяне и фермеры разоряются. По данным Николая Соина, председателя Московского крестьянского союза, в области зарегистрировано около 7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, средний размер каждого - 8,5 га земли, в сумме - около 60 тыс. га. Это очень много: можно прокормить Бенилюкс и часть Германии. Однако из них лишь 1,5 тыс. выдаёт товарную продукцию, только 735 хозяйств закончили минувший год с прибылью. Выращивается в основном зерно, овощи и картофель, в количестве 2,1% от общероссийского объёма. Что касается животноводства, то во всей области насчитывается 3,5 тыс. голов крупного рогатого скота - меньше 1%. Между тем в Москве и Подмосковье проживает более 10% населения России. Получается, что столица сможет себя прокормить, только если все 7 тыс. хозяйств будут работать с максимальной эффективностью. Чего сегодня не наблюдается. Почему?

Земля не по карману

СТОИМОСТЬ горюче-смазочных материалов значительно выросла, а это важная составляющая в структуре цен сельхозпродуктов. Условный килограмм подмосковных продуктов стоит столько же, сколько такой же, но привезённый из Испании. Важно также помнить о психологии фермера. Сложно работать, не видя перспективы. По нынешнему земельному законодательству крестьянам купить в собственность землю не по карману. Купив 1 га земли, надо работать 7 лет, выращивая пшеницу, чтобы только оправдать сделку. О прибыли речь не идёт. Арендовать землю или вступать в паевое владение - тоже не выход. Арендодатель может передумать и попросить убраться с пашни. А пай у дольщика в один прекрасный момент отберут из-за несовершенства законодательства.

Но главная проблема - отсутствие рынков более или менее гарантированного сбыта. Подмосковная картошка и яблоки по осени едут куда-нибудь в Рязань. Пробиться на столичные рынки, известные своим кумовством, крестьянину не по силам. Торговать с машин и лотков невыгодно, да и оборот маленький. А оптовые цены на зерно ниже стоимости его производства. Иными словами, быть фермером невыгодно, но выход всё-таки есть.

Свой совхоз

ДВА КИЛОМЕТРА от Москвы. "Совхоз им. Ленина", 2 тыс. га. Комбайн жнёт пшеницу, сады ломятся от созревших яблок и груш. Собственник совхоза, Павел Грудинин, может часами рассказывать о своей вотчине. О том, что от неурожаев хозяйство застраховано тем, что оно многоотраслевое - производят от овощей и зерновых до клубники, мёда, молока и соков. О том, что рабочие мало пьют и почти не воруют - не хотят терять льготное жильё и зарплату в 15 тыс. руб. И о том, что землю на Руси издавна обрабатывают общинами. Именно в укрупнении хозяйств и в профессиональном управлении Грудинин видит путь, как отечественным землепашцам и животноводам накормить собственное отечество: "Во всём мире сельскохозяйственная промышленность идёт по пути укрупнения. Не надо придумывать русского фермера. Здесь не Америка. У руля должны стоять профессионалы, а государство обязано отрасль поддерживать, хотя бы гарантировать закупки продукции".

Смотрите также: