В Подмосковье 12,5 тыс. км автомобильных дорог. Вдоль 18 основных магистралей живут 5 млн. человек. Так или иначе транспортные артерии играют в их жизни значительную роль.
Дизельная гарь
СЕМЬЯ Кшделов переехала в деревню Давыдково (Клинский р-н) не по доброй воле. После смерти мужа, единственного кормильца, Марина так и не смогла найти работу в столице. А на руках осталось двое детей, 8 и 13 лет. Сначала продали двухкомнатную квартиру, переехали в однокомнатную. Но денег надолго не хватило. Тогда Марина сдала столичное жильё в аренду и сняла маленький домик на краю Давыдкова. От разницы сдачи-найма остаётся 400 долл. На эти деньги и живут. "Сначала, конечно, тяжело было из города в деревню перебираться, всё-таки мы москвичи в четвёртом поколении, - рассказывает Марина. - Непривычно и скучно было. Но потом втянулась. Дом надо к зиме готовить. Работу вот недавно нашла в магазине при пекарне. Единственное, за старшего сына беспокоюсь. Он в Москву должен каждый день ездить. Когда задерживается, места себе не нахожу. Думаю, то ли в электричке побили, то ли под машину попал".
Младший сын Марины ходит в местную школу, а вот старший решил доучиться в столице. Чтобы дойти до остановки маршрутки, необходимо пересечь Ленинградское шоссе. Ближайший пешеходный переход со светофором расположен примерно в 1,5 км от дома, где живут Кшделы, - это лишние 30 минут пешком. Вот и бегают люди через 4 полосы несущихся на огромной скорости машин - трюк на грани самоубийства. В прошлом году через дорогу нарисовали "зебру", поставили предупреждающие знаки. Но кто же в нашей стране на "зебру" смотрит? Только за последние 6 месяцев здесь задавили троих давыдковцев.
Ленинградка убивает людей не только прямо, но и косвенно. После последнего расширения шоссе от ближайших домов до бетонки осталось метров 5 земли. Мёртвой земли - кустарники зачахли, трава не растёт. "Посмотрите на подоконник! Вчера вечером протирала, а сегодня опять весь чёрный", - жалуется Анна Груздева из деревни Елино (Солнечногорский р-н). Действительно, подоконник и щели вокруг форточек покрыты жирной смесью пыли и дизельной гари. Она проникает повсюду и к вечеру покрывает любые поверхности в доме. Несколько лет назад Анна переехала в Подмосковье с Западной Украины. Перемена места жительства сразу же сказалась на здоровье - в возрасте 45 лет женщина вдруг обнаружила, что подвержена приступам астмы. "Сначала врачи говорили, что у неё аллергия, - рассказывает Ирина, старшая сестра Анны. - Потом выяснилось, что у нас такой аллергией полдеревни болеет, а дети - так почти все. Что с этим поделаешь? У шоссе живём, ехать нам отсюда некуда. Мы от дороги кормимся, она же нас и губит".
Действительно, те жители, которые не устроились в Москве, Зеленограде или Солнечногорске, так или иначе привязаны к Ленинградке. Кто-то трудится в автосервисе, кто-то - на шиномонтаже или на заправке. Сёстры Груздевы работают в маленьком придорожном кафе - кормят дальнобойщиков. Водители в пробках стоять не любят, стараются передвигаться ночью. Соответственно самое прибыльное для елинцев время - с 23 часов вечера до 6 утра.
Шоссейные пираты
ДАЛЬНОБОЙЩИКИ Московскую область не очень любят: машин много, дороги хорошие лишь местами, а алчность сотрудников ГИБДД давно стала легендарной. В инструкции по расчёту стоимости перевозок одной крупной европейской логистической компании написано, что скорость перевозки грузов по подмосковным дорогам в 2 раза ниже, а удельный расход топлива в 1,5 раза больше в сравнении со среднеевропейскими показателями. Это увеличивает стоимость транспортировки на 30-40%. Кроме того, на дорогах Подмосковья дальнобойщиков подстерегают опасности, о которых они даже не догадываются.
"Вот, например, место! - тыкая в карту, рассказывает Александр, водитель грузовика с латышскими номерами. - Местные жители здесь знак о повороте снимают и ждут. Сильно улетишь - товаром поживятся. Не сильно - выбраться "помогут", небезвозмездно, конечно". На карте - Т-образный перекрёсток, пересечение бетонного кольца и второстепенной дороги, ведущей к Пятницкому шоссе. Рядом посёлки Поварово и Голубое (Солнечногорский р-н). Ночью злоумышленники закрывают предупреждающий об опасности знак куском брезента или отгибают его ребром к дороге. Если у легкового автомобиля ещё есть какой-то шанс вписаться в поворот, то тяжёлая фура обречена: она гарантированно вылетит на поле, ещё и укрытое от посторонних глаз лесополосой. После чего появляются преступники с трактором и за солидную мзду или за часть перевозимого товара вызволяют бедолагу. Если, конечно, грузовик остаётся цел. Если нет - были случаи, "нейтрализовывали" водителя, перегружали груз на свой транспорт и исчезали, вернув дорожные знаки в исходное положение. Местные милиционеры регулярно организуют на дорожных пиратов засады. Но пока удача на стороне злодеев - выйти на след преступников блюстителям порядка пока не удаётся.