Звездочётов из музея

   
   

Давно ли это было: тайные выставки художников-альтернативщиков в подвалах домов, в квартирах, на дачах... Ныне актуальное искусство, можно сказать, стало магистральным направлением. Хорошо это или плохо, рассуждает один из мэтров - Константин ЗВЕЗДОЧЁТОВ, выставки которого проходили как в известных музеях России и мира, так и в вышеназванных укромных местах.

- СУБЪЕКТИВНО альтернативный художник сегодня чувствует себя прекрасно - появились коллекционеры, а значит, деньги, пришёл успех. Но, что меня раздражает, - ничего не изменилось с советских времён! Тогда были художники, угодные властям, которые имели заказы, и неугодные, которые работали истопниками. И сегодня у тех, кто нравится сытой публике, всё в порядке. А каким-нибудь замшелым реалистам приходится бороться за место под солнцем. И мой "бизнес", к сожалению, перестал быть живым, закоснел именно из-за того, что в нашем жанре появилось столько менеджеров и кураторов, сколько было секретарей в Союзе художников в советские времена.

- Что привело вас в альтернативное искусство?

- Каждая система порождает свои элементы, я был не готов тогда стать элементом той системы, потому что не собирался себя менять. Поэтому стал работать на своём поле, которое оставалось не вспаханным. Все мы мечтали о свободе, и это был один из вариантов свободы.

- Москва каким-то образом питала ваше творчество?

- Москвичи сейчас - самое дискриминированное и гонимое население. Мой город чужой абсолютно всем: аборигенам - потому что его изменили те, кто сюда приехал; "новым москвичам" - потому что для них это всего лишь поле экспансии. Вот прочитал в "АиФ" про трамвай на Чистых прудах, который мешает автомобилистам. И правда мешает, но в этом районе живут ещё человек пятьсот старушек, которые привыкли добираться до магазина трамваем. Для них это лучшее средство передвижения. О них что, забыть?! Я делю Москву на восток и запад. У нас, на востоке, в районе Чистых прудов, ещё ничего, а на Арбат, в то место, где Военторг, и ходить боюсь. Именно там - на Арбате, Остоженке, Патриарших прудах - хотят жить те, кто приезжает в Москву с тугим кошельком. И как тут не сказать, что мы на самом деле наблюдаем второй период большевизма?! Тогда Москва стала столицей, и в неё приехало много людей, чуждых этой среде. Поэтому они с такой лёгкостью прорубали проспекты, рушили церкви, они хотели "построить новый мир". То же самое происходит сейчас.

Вы замечали, кто чаще других произносит фразу "Да, мир несправедлив"? Люди, которые добились успеха. Они констатируют это, потому что "несправедливость" на их стороне. А большинство продолжает жить в этом "несправедливом" мире, и им плохо. Или утверждают: "Москва стала европейским городом". Да не стала и никогда не станет, потому что Москвы слишком много, Москва - это планета. Например, я не могу сказать, что нахожусь в европейском городе, попав в Кузьминки. И я не понимаю: почему нужно строить прекрасное с точки зрения современной архитектуры здание на месте палат какого-нибудь боярина? Существует же "завокзалье" - так я называю пространство за Курским и Павелецким вокзалами, где люди и не живут и не работают, где одни заборы стоят.

Грустно смотреть и на архитектурные стили современной Москвы. Вначале это были башенки, к которым люди относились уже с нежностью, потом стал популярным хай-тек. Особенно после того, как англичане построили своё посольство в калифорнийском стиле. Опять наступаем на те же грабли - стекляшечки со множеством окошечек, с дужками и прутиками. Вновь забываем, что нация кроме военных побед ценится по той духовной и материальной культуре, которую оставляет после себя.

- Вы не сказали, вдохновляет ли Москва на творчество?

- А как же, я продукт этого города. Но не надо забывать, что Москва - полицентричная система, в которую приезжает человек, например, из Ростова и говорит: "Как они все закоснели, покажу-ка им, как у нас в Ростове делают "кубик Рубика"!" И организует землячество, и показывает. Точно так же поступает уралец, и получается мозаика. Так что Москва - это великий город, и тех, кто живёт в нём, вслед за Достоевским я назвал бы всечеловеками.

- Однажды вы публично просили у посетителей выставки прощения за свои работы. Почему?

- А потому что любой автор на самом деле лучше, чем его произведения. И даже плохие поступки мы совершаем, желая лучшего. Просто не всё умеем высказать, перехлёстывают эмоции, и мы начинаем ругаться и губим бессмертную душу.

Смотрите также: