След самолёта

   
   

У забора аэропорта "Домодедово" с раннего утра собираются странные люди: взрослые дядьки на иномарках с телескопами, подростки с биноклями и даже целые семьи с детьми. Они называют себя плейнспоттерами.

САМОЛЁТ - крошечная точка на фоне облаков. Она постепенно увеличивается и вдруг вспыхивает электрическим светом. "Посадочные огни зажёг", - сообщает папа сыну. 150-тонный аэробус, рассекающий воздух на посадочной скорости (около 200 км/ч), приводит собравшихся в дикий восторг.

Это развлечение пришло в Москву из Европы. Службы безопасности аэродромов настороженно относились к чудакам с оптическими приборами, стремящимся подобраться к взлётной полосе. Однако сейчас отношения между плейнспоттерами и аэропортами скорее дружественные. "Следящих за низколетящими" (так можно перевести новый термин) прекратили гонять, а "Домодедово" даже организовал спецплощадку, откуда лучше видно. С "Шереметьево" чуть сложнее - нужно заранее выяснить направление ветра, чтобы наверняка расположиться на глиссаде взлёта/посадки. Говорят, что, зная место и при определённых погодных условиях, там можно испытать действие спутной струи - потока воздуха, остающегося позади лайнера. Знакомлюсь с наблюдателями. Семён и Даница - студенты журфака МГУ. Приезжают несколько раз в неделю. Наперебой рассказывают, как на днях видели "срыв потока" с крыла грузового "боинга".

Но особый интерес, конечно, вызывает другая группа. Профессионалы: палатка, пятнистая форма, разгрузочные жилеты, огромные оптические трубы. На траве пара ноутбуков и спутниковый телефон. Эти парни дежурят у забора аэродрома в три смены. Записывают бортовые номера взлетающих и садящихся самолётов и сразу же делятся этой информацией с единомышленниками по всему миру. На экране ноутбука мне показывают маршруты движения личных самолётов наших соотечественников. Например, "боинг" Сулеймана Керимова (бортовой N 7BJ BBJ) регулярно фиксировали то на Ибице, то в Ницце. Затем Брюссель - здесь миллиардер лечился от ожогов после автоаварии. Если взглянуть на график полётов "Челленджера" Минтимера Шаймиева (RA-6721), становится ясно, что любимое место отдыха президента Татарстана - Карловы Вары. Не подумайте, что я выдал государственные секреты. О принадлежности того или иного бортового номера можно справиться на сайте Минтранса РФ. Но вот какой резон взрослым мужикам сидеть часами в засаде?

"Мы пытаемся понять, кто и что перевозит воздухом, - говорит один из профессионалов. - По всему миру 1,5 тысячи человек регулярно дежурят". Оказывается, игра в шпионов может иметь очень серьёзные последствия. Именно наблюдатели помогли установить местоположение появившихся после 11 сентября тайных тюрем ЦРУ. В 2003 г. плейнспоттер в Кабуле зафиксировал момент сопровождения заключённого в серый "боинг", маркированный лишь номером. Национальные знаки принадлежности отсутствовали. Несколькими часами позже посадку этого самолёта зафиксировали наблюдатели на российском аэродроме. Лайнер дозаправился и взлетел. Ещё несколько часов - и посадку "серого" борта увидели в Польше, где он и пробыл несколько суток. Плейнспоттеры объявили охоту за подобными самолётами, а затем передали собранные данные в международную правозащитную организацию. Омбудсмены вычислили, где находятся помещения для содержания заключённых. Под давлением этих фактов госсекретарь США была вынуждена оправдываться перед всем миром. Тем паче, что стало ясно циничное предназначение "чёрных площадок": американские законы запрещают пытать заключённых, но только на территории самой страны, а за её пределами - сколько угодно.

Смотрите также: