Примерное время чтения: 8 минут
283

Знаете, каким он парнем был. 35 лет назад погиб первый космонавт планеты

30 марта 1968 года первый космонавт планеты Гагарин Юрий Алексеевич собирался ехать к родителям на день рождения отца. Увы, праздник не состоялся: именно в этот день Героев Советского Союза, полковников Юрия Гагарина и Владимира Серегина хоронили на Красной площади.

Версий того, почему 27 марта учебно-тренировочный истребитель ("спарка") МиГ-15, пилотируемый двумя асами, врезался в землю неподалеку от села Новоселово, существует множество.

Самолет погиб от столкновения с инородным телом (метеозонд, птица). МиГ попал в спутный след летящего впереди истребителя. Гагарин с Серегиным перед полетом хватанули по стакану водки, наверное, для храбрости. Гагарин стал неугоден высшему руководству страны, и его засадили в спецпсихушку. А известная предсказательница Ванга, когда ее спросили о судьбе первого космонавта, сказала: "Все считают, что Гагарин погиб в авиационной катастрофе. Это неправда. Он находится где-то в Америке..."

Знаки свыше?

С САМОГО утра день у Гагарина не заладился. Казалось бы, цепочка не столь уж значимых неприятностей, но не было ли в этом некоего знака свыше? Впрочем, вряд ли член КПСС, космонавт Гагарин был суеверным. Итак, по порядку. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич поехал на аэродром на автобусе - сломалась машина. Только тронулись, Гагарин попросил остановиться: забыл пропуск. Однополчане зашумели: какой пропуск, тебя же весь мир знает! Однако Гагарин сказал, что не хочет ставить дежурного по КПП в неловкое положение, и все-таки вернулся...

Официантка Настя в столовой, где питались космонавты, забыла отдать Гагарину талон на обед. Она догнала его, когда он уже шел к самолету:

- Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!

Космонавт взял голубой билетик, на котором было написано "Гагарин Ю.А.".

- Ну а обед хоть стоящий? Беляши будут? Мы быстро обернемся. Только уговор - двойная порция! - сказал Гагарин.

- Будет сделано, товарищ полковник!

Потом на месте катастрофы в разорванной куртке Гагарина найдут этот талон.

Довольно долго Гагарин, пристегнутый, сидел в самолете - его инструктор Серегин задерживался - выяснял по телефону отношения с большим начальством. Как утверждают очевидцы, на взлетной площадке Серегин появился далеко не в лучшем расположении духа. Жена Гагарина Валентина Ивановна (в день его гибели она лежала в больнице) позже рассказала, что муж предупредил: 26-го он не сможет навестить ее в больнице. Но все-таки пришел, и разговаривали они очень долго. "Будто прощался"...

Человеческий фактор

ГАГАРИН прожил хоть и короткую, но счастливую жизнь. Совершив полет, он стал кумиром, богом, идолом. Его, как чудо света, возили по всему миру, а он в глубине души стеснялся обрушившейся на него славы, понимая, что выпало ему стать олицетворением триумфа своей страны. Он принимал высочайшие награды, отвечал на приглашения и королей, и трудовых коллективов, заседал во всех мыслимых и немыслимых президиумах, а на бесчисленные застолья приходил с запечатанной бутылкой из-под водки, наполненной водой... Но за всем этим праздничным фасадом исподволь зрела трагедия: Гагарин перестал летать. Два года после 1961 года он не летал вообще, позже - от случая к случаю. В конце 1967 года американцы снимали в СССР фильм "Советы в космосе" и были очень удивлены, что ас Гагарин летает на учебном самолете. Наверное, впервые в жизни Гагарин тогда поступил невежливо - молча раздвинул руками толпу, сел в машину и уехал. А буквально на следующий день пошел к своему начальнику генералу Кузнецову:

- Товарищ командир, кому нужна была эта авантюра с полетами? Хотели миру показать, что Гагарин сам, без няньки, не летает?.. Прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня на полеты вместе со всеми.

До трагического полета Гагарин успел налетать всего-навсего семь часов. Не в этом ли корень трагедии? Этой версии, кстати, придерживался начальник Летно-испытательного института генерал-лейтенант Александр Чесалов, возглавивший первую комиссию по расследованию гибели Гагарина. Он считал, что гибель экипажа УТИ МиГ-15 с бортовым номером 625 явилась следствием ошибки Гагарина в управлении самолетом. Однако эта версия никак не удовлетворяла тогдашнее политическое руководство страны. За что генерал Чесалов и поплатился: через 20 дней после трагической аварии самолета с Гагариным и Серегиным он умер от инфаркта.

Не бросил командира

ОСОБАЯ версия причин гибели "звездного" экипажа была у руководителя Центра подготовки космонавтов генерала Николая Кузнецова, заместителем которого был Юрий Гагарин. Передаем эту версию в изложении писателя Валерия Поволяева:

"В 10 часов 19 минут утра машина поднялась в воздух. До гибели Серегина и Гагарина оставалось девятнадцать минут. Примерно через пять минут Гагарин доложил руководителю полетов:

- 625-й зону занял. Высота - четыре!

- Выполняйте задание, 625-й! - приказал руководитель полетов.

Всего на выполнение комплекса фигур простого пилотажа Гагарину требовалось не менее двадцати минут. Но уже через пять минут Гагарин доложил:

- Задание в зоне закончил!

Такое быстрое выполнение задания должно было насторожить руководителя полетов, но он отнесся к "уплотнению времени" спокойно - в кабине спарки находился командир полка, который имел право менять задание на ходу, не докладывая об этом на землю.

Серегин же на связь с руководителем полетов не вышел ни разу.

А в 10 часов 30 минут УТИ МиГ- 15 врезался в землю. Именно на отметке 10 часов 30 минут застыли стрелки ручных часов космонавта.

В записях одного из спасателей было зафиксировано следующее: "Угол падения самолета составлял 61-80°, тангаж - 150, курс падения - 120°, крен правый - 35°, вертикальная скорость падения на выводе - 720 км/час". Зафиксировано было также, что двигатель и все системы самолета до удара о землю работали нормально. Это же, кстати, впоследствии подтвердила и экспертиза. И еще один интересный вывод был сделан технической экспертизой: фюзеляж самолета находился на поверхности земли, не был "углублен", а это означало - летчик боролся до последней минуты, он пытался все-таки посадить самолет. Замки фонарей и катапульты также были целы и находились на месте.

Что же произошло? Николай Кузнецов считал, что все дело - в здоровье летчиков, в частности Серегина. В последнее время командир полка жаловался на сердце и желудок. Весь его внешний вид, осунувшееся серое лицо явно свидетельствовали, что человек нездоров. Несколько раз после обеда Серегина рвало, хотя в летной столовой готовили много лучше, чем в любом московском ресторане. Дело дошло до того, что Серегин даже побоялся идти на очередную медицинскую комиссию и стал поговаривать о том, что ему пора списываться с неба на землю.

У Гагарина же проблем со здоровьем не было, он находился под постоянным наблюдением медиков Центра подготовки космонавтов, а также специалистов научно-исследовательского авиагоспиталя. Более того, были исследованы кусочки тканей с останков Гагарина и Серегина. Ткани Гагарина были напитаны кислородом и являлись очень жизнеспособными, говорили о том, что человек, которому они принадлежали, был деятельным до самой своей гибели, ткани же Серегина были совершенно безжизненны, а это - свидетельство того, что у командира полка в тот момент была острая сердечная недостаточность. Перед вылетом Серегин немного перенервничал, однако полета не отменил, очевидно, понадеялся на авось, мол, все обойдется. В воздухе ему сделалось плохо, и он, судя по всему, расстегнул привязные ремни и ремни парашюта, чтобы вдохнуть поглубже воздуха. Но легче ему не стало, и он в кабине потерял сознание.

Гагарин, естественно, поддерживал с ним связь по внутреннему переговорному устройству и, когда Серегин перестал отвечать, понял: дело неладно. С командиром полка что-то произошло.

И тогда он сообщил на землю, что задание выполнил, и попросил разрешения на выход из зоны. Далее события могли развиваться следующим образом. На вираже Серегин сдвинулся с сиденья и навалился телом на ручку управления, заклинил ее. Самолет ушел в спираль. Гагарин пробовал справиться с рукоятью и выровнять машину, но у него не хватило на это ни сил - слишком уж чудовищной была нагрузка, - ни высоты..."

Конечно же, Гагарин мог катапультироваться и спастись, и никто никогда бы ни единым словом не упрекнул его в этом, но не из тех людей был первый космонавт, он не был приучен бросать товарища в беде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно