Рекордно низкое потребление водопроводной воды зафиксировано недавно в столице - 3,7 млн. м3 в сутки. Получается, что на каждого тратится по 280 л воды, хотя ещё 10 лет назад показатель был другим - 415 л.
ПОЧЕМУ это произошло и как стоит распорядиться освободившимися мощностями Волжского источника, питающего Москву вот уже 70 лет, рассказывает руководитель Мосводоканала Станислав ХРАМЕНКОВ.
- В ЕВРОПЕЙСКИХ странах, где цена на воду более высокая, чем у нас, суточное потребление ещё ниже: в Лондоне - 160 л на человека, в Вене - 170 л. У нас возможно большее сокращение - до 200 л в сутки. По данным гигиенистов, современному москвичу необходимо именно столько воды в день, остальное - нерациональные расходы.
- Отчего же тогда раньше было по-другому?
- Что скрывать, немалая часть приходилась на утечки как в домах, так и по дороге к ним. Свою роль в сокращении водопотребления сыграла установка общедомовых счётчиков. Ими оборудовано 97% жилых зданий в столице. Расчёты по их показаниям сняли с москвичей расходы на утечки в сетях и побудили на приобретение квартирных приборов учёта. Если до 2005 г. по заявкам жителей было установлено порядка 3 тыс. счётчиков холодной и горячей воды, то на сегодняшний день их 962 тыс. По показаниям квартирных приборов учёта, потребление колеблется от 180 до 300 л. Конечная величина зависит от культуры пользования и от оснащения жилья современной бытовой техникой, например стиральными и посудомоечными машинами. Кроме того, мы реконструировали городские сети, заменили запорные и регулирующие устройства на насосном оборудовании центральных тепловых пунктов. Кстати, изначально они были рассчитаны на подачу в жилые дома огромного количества воды - по 500-600 л на каждого.
- Чтобы москвичи ни в чём себе не отказывали?
- Примерно так. Я часто сравниваю эксплуатацию сетей (да и всего канала им. Москвы, который поставляет воду из Волги в систему столичного водопровода) с эксплуатацией автомобиля. Машине нужно регулярно проходить ТО. Так и за сетями нужно следить. А по каналу им. Москвы техобслуживание проводится неудовлетворительно. Представьте себе, на Сходненской ГРЭС до сих пор деревянные трубы. До 1 января 2006 г. город ежегодно выделял порядка 50-70 млн. руб. на реконструкцию, сейчас канал стал федеральной собственностью, в содержание которой региональные власти не вправе вмешиваться. Конечно, все сооружения построены качественно. По-другому в те времена и быть не могло: люди отвечали жизнью за свою работу. Но если эксплуатировать ненадлежащим образом, это может привести к печальным последствиям. И это грустно вдвойне. Ведь в этом году юбилей: 16 июля 1937 г. первые кубометры волжской воды были поданы в город с новой Сталинской (ныне Восточной) водопроводной станции. Канал изменил и Москву-реку, повысил до 3 метров уровень воды в ней, сделал её судоходной.
- Влияет ли отсутствие, как вы говорите, техобслуживания сооружений канала им. Москвы на качество воды в столице?
- Контроль качества ведётся по этапам: на водопроводной станции, перед поступлением в распределительную сеть и ещё по пути движения в дома москвичей. Кстати, сокращение суточного потребления позволяет внедрять новые технологии для обеспечения более высокого качества воды. К 2020 г. все 4 водопроводные станции столицы будут переведены на более совершенное фильтрование.
НАША СПРАВКА. Самое большое водохранилище канала им. Москвы - Иваньковское (его неофициально называют "Московским морем"), длиною 130 км и шириной 12 км. Его образовала Иваньковская бетонная плотина на Волге. Оно вмещает 1,12 млрд. м3 воды. Дальше "Московское море" превращается в Икшинское, Пяловское, Пестовское, Учинское и Клязьминское водохранилища, которые в свою очередь образуют распределительную чашу. "Здесь и будут постепенно отстаиваться 12 млрд. вёдер воды для обеспечения Москвы питьевой водой" - так писали в 1930-е гг. газеты.