Стиль Москвы - это, конечно, отсутствие стиля.
ТАК считает 25-летний архитектор, выпускница МАрхИ Александра СЕЛИВАНОВА. Она вместе с однокурсницами Ксенией ЯНЬКОВОЙ, Ольгой ХАЛДЕЕВОЙ и Ксенией БЕССАРАБ победила в конкурсе студенческих макетов "Идеи высотных зданий и проекты доступного жилья для Москвы", выставка которых прошла в "Новом Манеже". Совместная дипломная работа принесла девушкам первое профессиональное признание и 300 тыс. руб.
НАВЕРНОЕ, большинство молодых людей их возраста потратили бы премию на путешествие или шопинг. Они же решили издать книгу по материалам своего диплома. "Мы и раньше хотели так сделать, - объясняет Ксения Янькова. - Теперь у нас есть на это средства". Можно было бы заподозрить девушек во вполне естественном желании выглядеть серьёзнее, чем они есть в свои 25 с небольшим. Но их диплом действительно заслуживает того, чтобы выйти отдельной книгой. Он посвящён известным российским конструктивистам. Александра взяла за основу своего проекта Института эволюции культур здание издательства газеты "Ленинградская правда" Константина Мельникова. Прототипом Института жизни Ольги стала типография "Известий" Ивана Леонидова. По мотивам горизонтального небоскрёба Эля Лисицкого у Ксении Бессараб получилось Здание Конгрессов, а из студенческого упражнения Ивана Ламцова под названием "Водонапорная башня" Ксения Янькова придумала Центр информации. Все 4 проекта объединили в систему высотных зданий "Конгресс формирования будущего".
Идеи конструктивистов реализованы не были, но стали лучшими образцами бумажной архитектуры. Судьба проектов их последователей может сложиться и по-другому. Во всяком случае, когда конкурс студенческих макетов только задумывали, столичные власти говорили, что идеи победителей будут воплощены на улицах города. "Мы очень ценим конструктивизм, нам интересно работать с высотными мотивами, - сказал на открытии выставки руководитель дипломного проекта девушек, профессор МАрхИ Александр Ермолаев. - Но в Москве им не место".
"Когда мы готовили диплом, совсем не думали о том, что наши идеи когда-нибудь будут реализованы, - признаётся Ольга. - Нас вдохновляла мысль, что тем же самым были заняты студенты ВХУТЕМАСа в начале 20-х гг." По мнению девушек, конструктивизм в целом - самое самостоятельное явление в истории архитектуры, ставшее азбукой архитектуры ХХ в. "На работы конструктивистов ссылаются многие современные архитекторы, - рассказывает Ксения Бессараб. - Вот и мы решились".
Ирония в том, что девушки победили в конкурсе идей высотных зданий, а сами уверены, что столица действительно может обойтись без стометровых монстров. Молодые москвички - максималистки и считают, что многие любимые районы в старом центре уничтожены, а высотки вообще разрушают мегаполис, в среде которого и так за последние 15 лет возникло много проблем. Главная из них в том, что новая архитектура не приживается и как бы воюет с окружающей реальностью. Киосками, остановками, тумбами, заборами вообще никто не занимается, они никак не решены в архитектурном плане. И всё это заполняет пространство как мусор. "В итоге столица распадается на куски - отдельные улицы и кварталы, - рассуждает Александра. - Стало противно ходить, например, по сретенским переулкам, где родился мой дедушка. Многослойной, как пирог, Москва сохранилась на окраинах центра - в Красносельском районе, Замоскворечье, Лефортово. Но боюсь, и там скоро начнётся активное строительство". И пока девушки считают, что каждый архитектор не должен забираться выше всех, он должен корректировать среду, добавляя в неё то, чего не хватает.
В настоящее время Ольга и обе Ксении работают в строительном колледже N 30 и в архитектурной мастерской "Таф". Александра поступила в аспирантуру и занимается постконструктивизмом, малоизученной у нас архитектурой 30-х гг., параллельной периоду европейского ар-деко. Девушки дружат вчетвером с 3-го курса и надеются, что когда-нибудь снова смогут поработать над совместным проектом. Может быть, займутся восстановлением конструктивистских зданий, пока ещё не все снесли.