Экспресс-депресс

   
   

Начало первого зимнего месяца - мерзкая погода и грязная размазня на дорогах удачно дополняются стремительно сокращающимся светлым временем суток. Уныние и апатия москвичей именно в это время достигают апогея.

НО ДАЖЕ если дороги внезапно очистятся и в небе засияет солнце, причин для депрессии у горожан останется с избытком, в чём уверен доктор медицинских наук, академик РАЕН Евгений ШАПОШНИКОВ.

Из пробки в пробку

- МОСКВА как среда обитания вообще малопригодна для нормального человека. Это место для зарабатывания денег, а не для полноценной жизни как таковой. У нас удивительно низкое качество жизни. Не уровень, а именно КАЧЕСТВО. Человек может быть достаточно обеспеченным, иметь отличный автомобиль, но куда он на нём поедет после работы? В магазин? В ресторан? В салон красоты или спортзал? Нет. Прежде всего он поедет из пробки в пробку. И в результате, добираясь до конечной цели, человек испытывает такой стресс, что ему уже ничего толком и не хочется.

- Слишком много автомобилей, давка в метро... Выходит, что основная проблема столицы в перенаселённости?

- Это верно, но только отчасти. Да, столица сильно перенаселена. Да, количество автомобилей зашкаливает. Но, скажем, в Нью-Йорке проблема пробок стоит не так остро, как в Москве. Хотя машин там гораздо больше. В чём загвоздка? Нас уверяют, что корень проблемы в радиально-

кольцевой планировке города и в недостатке дорог и развязок. Извините, но это глупость. Сколько бы ни было построено развязок, без грамотной регулировки движения результат останется нулевым. Гонконг, кстати, населён ещё более плотно, чем Москва, а по количеству машин чуть ли не мировой лидер. Но там продумана система регулировки движения, и проблема пробок осталась в прошлом.

- И что, население вздохнуло с облегчением? Мне в это не верится...

- И зря. "Вздохнуло с облегчением" - абсолютно верно. Двигатель автомобиля в пробке, на холостом ходу загрязняет окружающую среду в несколько раз сильнее, чем на марше. Так что экологическая ситуация усугубляется многократно. Ещё один важный момент. По уровню шума автомобильная пробка перекрывает любое, даже самое насыщенное движение. Рёв двигателей, сигналы... Мы этого не замечаем, привыкли уже, но объективно шум тоже входит в число ней-роповреждающих факторов. Пройдите по центральным улицам Москвы и прислушайтесь. Мало того что постоянным и довольно сильным фоном идёт гул транспорта, так ещё и на каждом углу наши уши прессуют волны низкосортной музыки. Даже в метро, где шума и без того слишком много, повадились делать громкие рекламные объявления и запускать музыку.

- Неужели транспортной и шумовой проблемы достаточно для скатывания в полноценную депрессию?

- Кому-то хватает и этого. Но не будем забывать и о других факторах риска. Например, грязь и мусор на улицах. Смешно? Мелко? А на самом

деле мы не отдаём себе отчёта, насколько грязные улицы корёжат нашу психику. Когда мы постоянно, изо дня в день наблюдаем грязь, мусор, нечистоты, мы незаметно, но постоянно опускаемся. И в конце концов, сами начинаем гадить где ни попадя. То же самое касается и архитектуры. Говорят, что она - застывшая музыка. Но для Берлина это будет Вагнер, а для Москвы - удивительно низкокачественная, аляповатая попса, перемежающаяся дикой какофонией. Сюда же можно отнести и запахи, к которым многие люди весьма чувствительны.

Бежать из города

- ТО ЕСТЬ если даже мы справимся с транспортной проблемой и улучшим экологию, депрессии не избежать?

- Избежать депрессии можно. Более того - москвичи инстинктивно это проделывают не только каждое лето, но и каждые выходные с апреля по октябрь. Я говорю о дачной истерии. Нигде, кроме Москвы, этого не встретишь. Скажем, жителя Манхэттена калачом не выманишь с его любимого острова. Парижане тоже не оккупи-

руют поезда, у них под боком Булон-ский лес. А вот москвичи, невзирая на Лосиный Остров и Битцевский парк, рвут когти чуть не за 200 км от города. Чего они ищут? Общения с природой? Нет, они бегут из города. Спасаются. А когда нет возможности убежать физически, побег приобретает иные формы. Бегут в телевизор, компьютерные игры, алкоголь, наконец, в себя. Но эти клапаны не вечны. Избегать депрессии можно только до поры.

- Каким образом? По-моему, человек, близкий к депрессии, ведёт себя тише воды и ниже травы.

- Мелкие, кажущиеся смешными и нелепыми проблемки - шум, грязь, скученность, уродливые дома, отсутствие нормальных общественных туалетов, зелени, доступных спортивно-оздоровительных центров, детских площадок - рано или поздно складываются в комплекс. Сначала он проявляется в неосознанном недовольстве. Потом повышается уровень враждебности людей по отношению друг к другу. Глухое недовольство перерастает в войну всех против всех. Коренные против приезжих, бедные против богатых, молодые против пожилых. Это как минимум ведёт к осложнению криминогенной обстановки, которая сама по себе является фактором риска. Иными словами, несколько нерешённых проблемок запускают депрессивный механизм, остановить который почти невозможно. А дальше события могут развиваться по двум вариантам. Либо неосознанное недовольство перерастёт в осознанный бунт под предсказуемым лозунгом: "Мир - хижинам, война - дворцам", либо приведёт к апатии и медленному угасанию. Есть и третий вариант, самый страшный. Коренные москвичи опустят руки, а активный протест станет прерогативой гастарбайтеров. Исторический прецедент есть - в начале XX в. условия труда и жизни русских рабочих в Москве мало чем отличались от нынешних проблем гастарбайтеров. И революция 1905 г. - как раз следствие невроза и депрессии рабочих.

- То есть уже сейчас надо готовиться к баррикадам?

- Ну, что-то сделать ещё можно. При том условии, что городские власти грамотно подойдут к комплексу факторов риска. Пока у нас: "А мы вот сейчас пенсии проиндексируем, бюджетникам деньжат подкинем, милицию укрепим, и ладушки". Не получится. Человека можно озолотить, но, согласно бельгийской пословице, "Золочёная свинья ничуть не лучше, чем первая встречная". А мы сейчас, к сожалению, стремительно свинеем.

Смотрите также: