Мировая научная медицина втянута в активную полемику, касающуюся наиболее приемлемых способов поддержания здоровья диабетиков. Эндокринологи и фармацевты разбились на два лагеря - одни требуют немедленного и повсеместного перехода на "человеческий" инсулин, другие уверяют, что "свиной" (свои названия эти разновидности лекарств получили по применяемому сырью и способу изготовления) ничем не хуже. Попытку разобраться в данном вопросе сделал автор этой статьи.
СВЫШЕ 2 миллионов россиян вряд ли хоть когда-нибудь смогут назвать себя полностью здоровыми - все они имеют диагноз "сахарный диабет", который, как правило, ставится раз и навсегда, не оставляя практически никакой надежды на полное исцеление. К столь пренеприятному факту у 600 тысяч из них прибавляется еще одна беда - болезнь поставила их в прямую зависимость от определенного "соединения молекул", пропустив очередной прием которого они рискуют впасть в кому. Все это действительно крайне серьезно, ведь недаром диабет идет следом за сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями по частоте летальных исходов. Согласно данным международных экспертов, в мире число диабетиков, нуждающихся в инсулиновых инъекциях, резко увеличивается и на сегодня их количество уже достигло 11,5 миллиона человек. Хорошо тем из них, кому повезло родиться в развитых странах. Их личное финансовое состояние, как правило, неплохое, и правительство, а в особенности куча общественных благотворительных фондов худо-бедно, но гарантирует постоянную помощь. А что делать остальным, попавшим в "инсулинозависимые" ряды и при этом имеющим не столь благополучную родину? Посмотрим, например, на наших соотечественников. Ведь своя нация, как говорится, ближе к телу. Наше государство законодательно гарантирует нуждающимся в инсулине бесплатную выдачу не только этого лекарства, но и всех остальных необходимых (а на фоне диабета плодотворно развивается куча других болезней) медикаментов. Реально же, из-за постоянного недофинансирования соответствующих статей бюджета, от федеральных властей "защиту от излишнего сахара" получает лишь подрастающее поколение, беременные и особенно тяжелые больные. Забота обо всех остальных оставлена на откуп областному начальству, располагающему еще меньшими средствами. И они заботятся. Но как...
Достаточно привести пример Екатеринбурга, где у горожан, нуждающихся в постоянной "подпитке" инсулином, ох как жива память о годах острейшего "инсулинодефицита", когда в запасе у медиков имелись лишь микроскопические количества медикамента, и поэтому свою дозу диабетчикам приходилось выбивать чуть ли не с боем. Сейчас положение вроде бы наладилось, но что делать - местные жители до сих пор стараются иметь "неприкосновенный запас" препарата. Мало ли что...
Непростая ситуация с обеспечением инсулином "подведомственного" населения сохраняется во многих регионах. И на этом безрадостном фоне особенно удручает экспансия российского инсулинового рынка иностранными фирмами, лекарства которых, что очевидно, гораздо дороже отечественных аналогов. Большинство зарубежных фармацевтических компаний активно переводят свое оборудование на производство "человеческого" инсулина, гораздо более дорогого и, как они уверяют, более современного, чем традиционный "свиной". По такому пути пошла, например, датская фирма "Novo Nordisk", контролирующая три четвертых мирового рынка инсулина. Зарубежные фармацевты, перейдя на изготовление дорогостоящего и, естественно, приносящего наибольшие прибыли генно-инженерного инсулина, не только умудрились, благодаря агрессивной рекламе среди практикующих врачей, а иногда и не совсем корректным методам, сделать своими союзниками некоторых ведущих специалистов-эндокринологов и чиновников Минздрава РФ, но и начали войну против своих конкурентов в России. Понятно, что российские производители инсулина, главная ориентация которых - сделать лекарство максимально качественным и недорогим, являются реальным тормозом для продвижения иностранного товара. Конечно, пока перед отечественными компаниями стоит немало проблем. Одна из главных - наши производители работают практически исключительно на иностранных субстанциях. Но есть и несомненные удачи. Вот, скажем, фирмы "Московский эндокринный завод" или "Брынцалов А" начали выпускать вполне конкурентоспособный инсулин, да и цены на товар ставят вполне разумные. Как рассказал признанный авторитет отечественной эндокринологии - зав. кафедрой эндокринологии и диабета Российской медицинской академии последипломного образования профессор Александр Аметов, посвятивший не один год исследованиям различных разновидностей инсулина, первая партия инсулина "от экс-кандидата в президенты РФ" на фармакологических испытаниях получила положительную оценку. "Теперь дело за внедрением. "Брынцаловцам", дабы заслужить репутацию, требуется не только время, но и государственная поддержка", - говорит Аметов. Замыслов у компании "Брынцалов", которая, кстати, даже дает возможность потребителю выбрать, какому из изготовленного компанией инсулина отдавать предпочтение - "человеческому" или "свиному", много - фирма даже начала строить в Москве новый завод мощностью 150 кг субстанции инсулина человека в год. Поэтому и стали "брынцаловцы" костью в горле западников. Кому же охота отдавать "русским выскочкам", как, наверное, считают иностранные фирмы, кичащиеся своей многолетней историей, вспаханный и облюбованный сегмент рынка.
А между тем достоинства столь хвалимого некоторыми медиками-эндокринологами зарубежного генно-инженерного инсулина - вещь весьма спорная. Жалобы части больных, перешедших на "более эффективный", как гласят рекламные слоганы, "человеческий" инсулин, о возникающих побочных эффектах, например неожиданных и серьезных гипогликемических эпизодах у больных, у которых исчезли обычные предупредительные сигналы метаболических изменений в организме, оставляются без внимания. Никого, кажется, не трогает и возникающая у этой категории диабетиков необходимость постоянно увеличивать дозы лекарства. Разобраться в этих проблемах под силу лишь специалистам-медикам, а они до проведения всеобъемлющих исследований предпочитают хранить молчание. Поэтому пока однозначного ответа на то, опасен ли для здоровья генно-инженерный инсулин, нет.
Мы же обратим более пристальное внимание на мнение влиятельных иностранных медиков о взаимозаменяемости двух видов лекарства. Как считает председатель рабочей группы Сент-Винсентской Декларации по медицине профессор Михаэль Бергер, "нет необходимости использовать дорогие препараты человеческого инсулина - высокоочищенный ("МС") "свиной" окажет такое же действие". К нему присоединяется и Всемирная организация здравоохранения, рекомендующая странам исходить из реального положения потребителя, который "зачастую очень беден", а значит, приоритет в государственной стратегии по закупкам инсулина для каждого государства в отдельности - это обеспечение непрерывного наличия лекарства у каждого нуждающегося. Недаром Евробюро ВОЗ не поддержало рекомендации Международной федерации диабета об обязательном использовании именно "человеческого" инсулина. Ведь, например, как подсчитали специалисты влиятельной международной медицинской организации, полный переход России от животного инсулина во флаконах к "человеческому" в шприцах-ручках потребует дополнительно 100 миллионов долларов ежегодно. Сумма, как видите, немалая... И ее лучше было бы потратить на дальнейшее развитие производства инсулина в собственной стране, прервав инсулиновую зависимость от зарубежных фирм.