Туризм в эпоху, когда рушатся небоскребы

   
   

Теракты 11 сентября ударили не только по небоскребам, но и по мировой экономике. Конечно, финансовые потери не сравнить с человеческими. Однако они тоже способны поломать судьбы сотен тысяч людей. Потери же эти нынче таковы, что целым отраслям, в том числе и непосредственно сопряженным с туризмом, грозит кризис.

Гиганты дешевеют

Особенно пострадала авиация, это невольное орудие террористов. Был, например, период, когда British Airways только в Северной Америке теряла около 7 миллионов долларов в день. На нью-йоркской бирже акции American Airlines, 2 самолета которой были использованы террористами, упали на 16,43%. На европейских биржах подешевели акции Lufthansa и Air France, соответственно на 24,23% и 16,25%.

Что касается непосредственно туризма, то здесь судить о потерях позволяет следующий факт: котировки акций Amadeus - общемировой системы бронирования билетов, гостиниц, автомобилей и туркруизов - опустились на 28%. На 11,31% упали акции мощнейшей европейской корпорации Preussag, которая 17 сентября была вынуждена на 3 дня аннулировать все полученные заявки на поездки в Америку. Подешевели и такие гиганты, как Club Med и Eurodisney, - на 18,6% и 14,47% соответственно.

А русские не боятся!

Проблемы падения котировок для отечественного туризма неактуальны: не дорос еще. Поэтому наши операторы судили о реакции рынка на события в США лишь по колебаниям клиентского спроса. И в очередной раз пришли к выводу: российский турист обладает поразительным психологическим иммунитетом к массовой панике.

...Наутро после американской трагедии на туристическом рынке стояла зловещая тишина. По признанию специалистов турфирм, ситуация очень напоминала август 1998-го: заявок практически нет, а если в офис агентства кто-то звонит, то это либо оператор, требующий немедленно проплатить подтвержденные брони, либо клиент, желающий аннулировать тур.

Наиболее уязвимыми в плане снижения спроса, как и следовало ожидать, оказались арабские направления: ОАЭ, Египет, Тунис, Марокко, Иордания и др. Туристы объясняли свое нежелание ехать в эти страны возможностью карательных акций со стороны США и агрессивными настроениями среди самих мусульман. Масла в огонь подлили телерепортажи из Палестины, показавшие сцены народных гуляний в честь "победы над Америкой".

Некоторое падение клиентской активности в первые дни после американской трагедии отмечалось и на турецком, испанском, кипрском рынках. "Туристы, конечно, нервничают. И понять их можно, - говорили эксперты о ситуации на этих направлениях. - Людям и на самолетах летать страшно, и деньги тратить не хочется, да и вообще боязно в такое время покидать страну... Но после краткого курса географии, когда покажешь на карте, где Турция, где Америка и где Израиль, туристы все же решаются сделать заказ".

К 16 сентября, когда народ оценил позиции различных стран по отношению к "акции возмездия" со стороны США, туристический рынок окончательно стряхнул с себя оцепенение. Спрос на ОАЭ, Египет и Тунис возобновился, хотя и остался несколько вялым. И даже люди, собиравшиеся в сентябре посетить Штаты, выражали намерение осуществить свои планы, как только трансатлантические перелеты будут возобновлены.

Подальше от цивилизации

Эксперты пытаются разобраться, что же будет с международным туризмом в свете контрмер США. Дальнейшее развитие событий зависит от того, какую тактику выберут Штаты. Если Пентагон ограничится точечными ударами по "гнездам терроризма", то турпотоки из разных стран не высохнут, но изменят русла.

Есть мнение, что европейские курорты будут на корню скуплены зарубежными операторами. Уже сейчас они кинулись бронировать на 2002 год Испанию, поэтому можно предположить, что в летнем сезоне отели Коста-Брава и Коста-Дорада для россиян заметно подорожают, а туры на Канарские острова снова станут суперэлитными.

Как ожидают эксперты, поднимутся цены на поездки в Хорватию, Финляндию - то есть в регионы, на которые ни Штаты, ни террористы не имеют зуб.

Зато отдых в мусульманских странах массового туризма будет доступен даже "пасынкам российского бюджета", Турция, Египет и Эмираты заговорят по-русски почти без акцента. Крупные иностранные операторы, прежде всего немцы, итальянцы, англичане, идя на поводу у своего потребителя, наверняка свернут часть брони, а освободившиеся койки пойдут под наших отважных соотечественников. Кстати, это может серьезно повлиять на процессы укрупнения и структуризации сегментов отечественного рынка, ориентированных на мусульманские страны: снова, как грибы, начнут появляться мелкие фирмы, способные работать только по заявкам. "Крупняку", как несколько лет назад, придется пробиваться сквозь "мелочь" , которая будет путаться у него под ногами и не давать работать с прибылью. Можно предположить, что отечественные фирмы, ощущающие себя гигантами, не захотят мириться с этой ситуацией и начнут искать новые ниши и возможности.

Еще одно негативное последствие политического напряжения для российского рынка - он получит значительно больше туристов last minute. Ну кто из наших будет в сентябре бронировать туры на Новый год, когда Штаты рассматривают планету сквозь перекрестие прицела? Нехорошо это для туризма, уводит от плановой экономики, повышает рисковость бизнеса. Но что поделать?..

Все эти прогнозы можно считать действительными, если мировая политическая напряженность не перерастет в мировую войну. В противном случае туризм кончится. Хотя... Если война будет локальной, наверное, в живых останутся внутренние рынки, а самым популярным видом путешествий станут экологические и сельские туры. То есть отдых подальше от цивилизации и массового скопления людей.

P. S. А ведь чуть больше месяца назад и в страшном сне не приснилось бы, что в прогнозах развития нашей отрасли вскоре будут звучать слова "третья мировая война"...

Смотрите также: