Этим летом число туристов, выезжающих за рубеж, вырастет на 20%
Для всех нас лето - это прежде всего долгожданный отдых. А вот для турфирм - еще и самая горячая пора, когда зарабатываются основные деньги. Что ждет нас в новом сезоне и как будет развиваться российский туристический бизнес - об этом беседа с главным редактором туристического журнала "ВОЯЖ" Станиславом ЮШКИНЫМ.
- Как вы думаете, могут ли предпочтения российских туристов измениться в наступающем сезоне?
- На мой взгляд, ничего экстраординарного в туристической индустрии сейчас не происходит, и это, наверное, хорошо. Дело в том, что мы стали больше путешествовать и набрались кое-какого опыта. Сегодня средний турист-россиянин прекрасно знает, как зайти за границей в магазин, как общаться с гостиничным персоналом и так далее. Однако и у приверженцев познавательного туризма, и у тех, кто любит пляжный релакс, сохраняются старые советские привычки: обильное застолье, пение песен в хорошей компании и походы по магазинам. Менять стиль и направленность отдыха россияне просто не захотят.
- А как вы оцениваете ситуацию с внутренним российским туризмом?
- Внутренний туризм - самое перспективное на сегодняшний день направление. Ведь люди как рассуждают: "Зачем мне томиться 4 часа в самолете, если на уикенд (а лучше на праздники) я могу выехать в хорошее место с нормальным жильем и сервисом?"
Начинают подниматься и отечественные курорты. Не только у нас, но и за рубежом становятся популярными Минеральные Воды, Красная Поляна, Золотое кольцо.
К тому же улететь в любой конец страны теперь будет проще: расширяется аэропорт "Домодедово", туда переходят компания "Трансаэро" и некоторые зарубежные авиакомпании.
- И все же наша "недоразвитая" инфраструктура вызывает много нареканий.
- Маркетинговая психология на Западе такова, что, когда возрастает спрос, к примеру, на определенный курорт, в следующем сезоне отдыхающим предлагается больше мест. У нас поступают иначе. При возрастающем спросе расценки автоматически поднимаются на 15-20%. И те, кто не может себе позволить большие расходы, вынуждены искать приют в другом месте. К примеру, в частном секторе. Он активно предлагает свои услуги по расселению приезжих. Такая форма популярна и в развитых странах, например в Великобритании, где давно можно выбирать - жить в гостинице или в семьях. Я думаю, в России у данного направления очень хорошие перспективы. И в городах Золотого кольца, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. К сожалению, этот сектор пока не получает централизованной поддержки.
- А неприятные сюрпризы нас не ждут?
- С 1 июня должен быть введен НДС на туристическую деятельность. Турфирмы в панике. Ведь раньше туристическая деятельность НДС не облагалась, а прибыли оставались невысокими (20-25%, а если агентство работает не на прямую, то всего 10%), введение 4%-ного налога болезненно ударит по карману.
- Каковы перспективы в наступающем сезоне у выездного туризма?
- Туристический бизнес переживает сейчас подъем. По данным погранслужбы, выезд за границу российских туристов за год увеличился на 60%. В сравнении с посткризисным периодом почти четыре с половиной миллиона человек, выехавших за границу в 2000 году, - это достаточно хороший показатель. До кризиса их число не превышало чуть больше 4 миллионов. Благодаря довольно стабильной экономической и политической ситуации в нашей стране туристический рынок будет набирать обороты и в 2001 году.
- Какие маршруты будут наиболее популярными?
- Сейчас для туристов открывается много новых направлений, а старые и по-прежнему популярные, такие как Кипр, Турция и Греция, отходят на второй план. Почему? Просто часть тех, кто там побывал, ищет новых впечатлений. А многие не хотят довольствоваться привычным набором: море, солнце и ясное небо - и жаждут чего-нибудь новенького. Причем это касается не только состоятельных людей, но и туристов среднего достатка. Спрос на верхней планке туристического рынка - это африканские сафари по Кении, Танзании, а также Южная Африка как отдельное направление. Очень популярным направлением прошлого года была Хорватия, которую начали интенсивно пропагандировать всего два года назад. Хороший год был и для Болгарии (рост более чем на 50%). В 2001 году увеличится число желающих посетить соседнюю с ней Румынию. Думаю, большой популярностью будет пользоваться Малайзия, которую российские туристы открыли для себя только в прошлом году. В новом сезоне появится несколько новых маршрутов в Колумбию, Перу, на острова Карибского моря. Активно будет раскручиваться Тунис. Последние три года туристический поток в Тунис был минимальным, поскольку основную массу отдыхающих оттягивал на себя Египет. Но это не значит, что люди перестанут ездить в Египет, - эта страна остается очень популярной у российских туристов.
Как всегда актуальны будут Испания, Франция и другие европейские страны, несмотря на то что в прошлом году были проблемы с визами в Италию, а в Испании - с чартерными рейсами.
- Какие страны останутся в десятке самых популярных?
- Это безусловно самые популярные маршруты прежних лет: Турция, Греция, Кипр, Египет. Сохранит лидирующие позиции Дубай.
- Насколько вырастет, на ваш взгляд, туристический поток в будущем сезоне по сравнению с летом 2000 года?
- Самый надежный источник - это опрос турфирм. И он показывает, что ежегодный рост оборотов составляет 5-10%. Рынок внутреннего и въездного туризма в 2001 году вырастет как минимум на 10-20%, а выездного - на 20%.