Досье "ТГ": Профессиональный хоккеист. Родился 31 марта 1971 года в Москве. В хоккее - с 1976 года, воспитанник спортшколы ЦСКА. Заслуженный мастер спорта СССР. Чемпион СССР 1989 года. Обладатель Кубка европейских чемпионов 1989 и 1990 годов. Чемпион мира 1990 года, серебряный призер Олимпиады-98. Финалист Кубка Стэнли-94. За Олимпиаду-98 награжден орденом Почёта.
Рост - 178 см, вес - 86 кг.
- Павел Буре в Майами и Москве - это два разных человека?
- За границей практически все время уходит на подготовку к следующей игре, я живу этим каждый день, каждый час. Даже если у меня выходной, то мысленно готовлюсь, собираюсь, тренируюсь - все время подсознательно готовлюсь к следующей игре. Не важно, когда она будет - через день, два, неделю, все равно постоянно живешь в этом ощущении. А Москва - это мой отпуск: я могу расслабиться, делать то, что хочу.
- Ты живешь там, где нет снега. Не чувствуешь себя странно, выходя на лед там, где нет зимы?
- Странно было, но раньше, когда я играл в Ванкувере. Не могу сказать, что там очень холодно, но зима все-таки была. И вот оттуда мы часто ездили в Майами и Лос-Анджелес. И вот представь - в Ванкувере ноль градусов, а в Лос-Анджелесе - плюс двадцать пять: все в шортах, загорают, купаются... Да, было очень сложно настроиться на хоккей, потому что постоянно было ощущение, что ты приехал на курорт. А когда работаешь, скажем, в Майами, то начинаешь относиться к этому спокойно. Знаешь, что жара будет и завтра, и послезавтра, и к этому привыкаешь, начинаешь воспринимать как нечто естественное.
- А почему во время каникул ты постоянно приезжаешь в Москву? Почему не Париж и не Лондон?
- Я езжу, куда хочу, но получается так, что я точно знаю, что за восемь-девять месяцев сезона именно в Москву не смогу приехать даже на день. Так получается, что столицу я посещаю реже, чем другие города. К тому же, естественно, мне интересно проводить время там, где я вырос, где родился и где живут мои друзья. А за границей со временем становится уже скучно.
- Как ты считаешь, в своей команде ты лидер, звезда или просто равный среди равных?
- Дело в том, что хоккей - это такая игра, в которой ты сам не можешь забить гол, тебе обязательно кто-то помогает. Это же не индивидуальный вид спорта! Может, просто кто-то остается в тени, но вся команда принимает участие в твоем голе, успехе, и все очень радуются, когда удается забить шайбу.
- А в жизни ты все-таки человек команды или одиночка? Ты самодостаточен или коллектив все же необходим?
- Любой человек без друзей, без партнеров, товарищей не может ничего сделать. Все равно существует команда - без разницы, в жизни или в спорте. По-любому ты начинаешь свой путь с кем-то, кто помогает. В спорте - это команда, которая наставляет и учит тебя, а потом ты сам ищешь единомышленников, ведь один, даже самый талантливый и умный человек, ничего не может. Все равно нужна помощь и поддержка.
- Что ты больше запомнил: свою самую первую шайбу или пятидесятую?
- Конечно, первую. Пятидесятая шайба в твоей жизни может быть на протяжении нескольких сезонов, а первая - только раз. Это совершенно две разных радости, если можно так сказать, два абсолютно разных ощущения. Первую шайбу я забил в шестнадцать лет, а мечтать о ней начал в шесть, когда впервые вышел на лед. Чувство при этом просто необыкновенное - ведь сбылось все, к чему стремился целых десять лет, отказывая себе во многом, неустанно тренируясь и безумно уставая. А что касается пятидесятой... Известно, что в НХЛ есть такое понятие - пятьдесят голов. Если ты забиваешь их, то становишься суперзвездой. И всегда после окончания твоей карьеры тебя спрашивают: сколько раз ты забил пятьдесят? Или вообще, забивал ли ты когда-нибудь столько? И поэтому, когда ты забиваешь пятидесятую, то знаешь, что добился практически цели своей жизни. Как любой солдат хочет стать генералом, так и любой хоккеист мечтает забить пятьдесят шайб.
- Хорошо, что тогда слава для Павла Буре?
- Мне кажется то, что меня сопровождает сейчас, - это не слава, а скорее популярность. Когда люди узнают тебя на улице, знают кто ты такой и откуда - это просто известность. Вообще популярность - это сложный и долгий процесс, она создается годами. И к тому же, если говорить о хоккее, - это независящий от тебя процесс. Например, если артист хочет стать известным, добиться признания и славы, то ему нужно раскрутить свое имя, выпустить диски, плакаты и календари, снять клип и купить эфирное время. Вполне вероятно, что через какое-то время он станет узнаваемым. В хоккее такого нет. Там одно правило - если ты делаешь свою работу по-настоящему хорошо, то известность сама к тебе придет.
- А как ты думаешь: деньги портят? Или когда их очень много, они, наоборот, облагораживают? Например, можно помогать другим, заниматься благотворительностью?
- Что касается благотворительности, то это вообще очень деликатный этический вопрос. Я считаю так: если кто-то занимается меценатством - то хорошо, если нет - то Бог с ним. Если человек сам заработал деньги, он ничем не обязан другим. Хочет он помочь кому-то - здорово, нет - его выбор, и это нельзя осуждать. А почему он должен делиться? Иди и заработай тоже. Хотя, насколько я знаю, все люди, которые чего-то добились, все равно кому-то помогают. Одни меньше, другие больше. И одни хотят, чтобы об этом узнали, и делают большие акции, другие делают это незаметно, зачастую даже анонимно. Сколько бы ты ни заработал, все равно, условно говоря, ты сможешь съесть только три бутерброда с черной икрой, а десять уже не одолеешь. Так почему бы с кем-то не поделиться?
- Остались ли у тебя какие-то стимулы для самосовершенствования, или можно уже остановиться на достигнутом?
- Если я захочу, то конечно, могу ничего не делать. Я знаю цену деньгам, знаю, что работа забирает здоровье, время, силы и нервы. Поэтому я всегда буду относиться с уважением и к деньгам, и к тем людям, которые чего-то добиваются, пусть даже критерием их успеха являются деньги. Естественно, бывают ситуации, когда человек изначально богат, ему оставили состояние или родители, или бабушка с дедушкой, но у меня этого не было. Мне пришлось самому всего добиваться. С другой стороны, я занимаюсь любимым делом и не собираюсь его бросать. Хоккей для многих бизнес, но для меня прежде всего это то, что я хочу делать в жизни.
- Любимое хобби, которое приносит деньги?
- Я бы сказал так. Если бы в хоккее платили намного меньше, я бы все равно им занимался. Это сейчас за игру платят большие деньги. Но когда я начинал, то никогда не мечтал о таких заработках. Были какие-то фантастические мечты, вершиной которых была квартира или "Волга".
Смотрите также:
- Павел Буре: "Не могу сказать, что я не секс-символ" →
- Павел Буре: "Я постоянно в состоянии стресса" →
- Павел Буре: "Я постоянно в состоянии стресса" →