Впервые Ирина Скобцева появилась на экране в 1955 году. О таком дебюте можно было только мечтать. Признанный мастер отечественного кино режиссер Сергей Юткевич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира "Отелло", пригласил ее, студентку Школы-студии МХАТ, принять участие в конкурсных кинопробах на роль Дездемоны. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью, даже строгостью начинающей актрисы скрыта эмоциональность, умение тонко чувствовать, своеобразный лирический дар перевоплощения. Дебют принес Ирине мировую известность, поездки на кинофестивали (фильм был удостоен премии Каннского кинофестиваля, ряда дипломов и призов на других международных кинофорумах.) В Каннах Ирина первой удостоилась звания "Мисс шарм Каннского фестиваля"...
- Как произошла ваша встреча с Сергеем Бондарчуком?
- Однажды в годы учебы я отдыхала в Доме творчества художников, и очень известный тогда живописец, пятикратный лауреат Сталинской премии Василий Ефанов уговорил меня позировать для портрета. Вскоре у Ефанова случилась выставка, где было представлено и мое изображение. Академик пригласил меня посетить вернисаж. Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно разглядывал. Я узнала Сергея Бондарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный артист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подошел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязывающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...
- Вы встретились на съемках?
- На последнем курсе моей учебы Юткевич предложил сыграть роль Дездемоны. На роль мавра был утвержден Сергей Федорович. У актеров экранный сюжет нередко переплетается с жизнью. На экране бушевали шекспировские страсти, а у нас с Бондарчуком возник роман.
- Расскажите, как складывалась жизнь Бондарчука до встречи с вами.
- Родился Сергей на Украине, на Херсонщине. Его отец, коммунист-двадцатипятитысячник, посланный из города поднимать сельское хозяйство, возглавил колхоз. Мама - рядовая колхозница. Отец был очень мастеровитым человеком. Не чурался ремонтировать локомобили, косилки, молотилки. Когда колхоз окреп, Бондарчуки переехали в Таганрог. В детстве Сережу часто водили в театр, и у него родилась мысль стать актером. Отец не одобрял этого выбора. Старый потомственный рабочий считал, что у мужика должна быть настоящая, "жизненная" профессия. Но Сергей оказался упрям. Поехал в Ростов поступать в театральное училище. Там же, еще до войны, женился на однокурснице. В Ростове до сих пор живет Алексей, его сын от первого брака.
- Из мужчин, родившихся в начале двадцатых, с войны вернулись единицы...
- Сергею повезло. Он, к счастью, остался жив. Домой в Ростов он не поехал. Прямо в сапогах и шинели в феврале 1946 года пришел во ВГИК. Его, фронтовика, приняли без экзаменов. Режиссер Сергей Герасимов как раз начинал съемки "Молодой гвардии". Сергей Федорович оказался старше всех студентов, а выглядел даже старше своих лет. На роль комсомольца-подпольщика явно не подходил. Но с помощью грима его "состарили" и поручили роль партийного руководителя Валько. Триумф картины был колоссальным. Сергей Федорович в числе других получил Сталинскую премию.
- Когда вы с ним встретились, Бондарчук был несвободен...
- Во время съемок "Молодой гвардии" состоялась свадьба Сергея Бондарчука и Инны Макаровой, сыгравшей в фильме Любку Шевцову. Через два года у них родилась дочь Наташа, будущая знаменитая актриса и режиссер Наталья Бондарчук. А потом мавр Отелло влюбился в Дездемону...
- К романам женатых мужчин тогда относились строго...
- На кинофестиваль в Канны, где "Отелло" получил один из главных призов, вместе нас не пустили. В другие зарубежные поездки тоже. Начальство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет.
- Сейчас, когда нет мужа, на что вы живете?
- Пенсия у меня как у всех, да еще президентская надбавка тысяча рублей. Езжу с другими актерами на творческие встречи. Со старых времен мы привыкли, что говорить об оплате неприлично, так что многие этим пользуются и обманывают нас... Я по-прежнему служу Сергею Федоровичу: продолжаю его дело, пытаюсь решить проблему с выпуском "Тихого Дона".