Связные с общественностью

   
   

Впервые на связи с общественностью как на самостоятельную область знаний обратили у нас внимание в конце шестидесятых годов. В отдельную специальность она стала выделяться в начале девяностых. В этот период была создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая внесла определенный вклад в популяризацию новых понятий в сфере коммуникации. Не случайно, когда появилась возможность ввести ряд новых специальностей - одной из них стала как раз специальность "Связи с общественностью". Поначалу были созданы временные требования для внедрения специализации. Затем Московскому государственному институту международных отношений была поручена разработка Государственного стандарта по этой специальности. Основная работа велась специалистами факультета международной журналистики. В это же время было создано Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области международных отношений, которое возглавил ректор МГИМО МИД РФ Анатолий Васильевич Торкунов. В ведении УМО находятся четыре специальности: международные отношения, регионоведение, связи с общественностью и реклама. Окончательное формирование специальности произошло в 1996 году, когда был утвержден Государственный образовательный стандарт. Таким образом, специальность стала юридически полноценной.

- Один институт, пусть даже такой сильный, как МГИМО, вряд ли сможет удовлетворить потребность в специалистах такого типа огромное государство, коим является Россия?

- Безусловно. Нам как раз была поручена методическая работа по введению новой специальности в тех вузах, где были созданы достаточные условия. Забегая вперед, скажу - сейчас в России около ста вузов ведут подготовку по связям с общественностью. Наибольшее число их находиться в Санкт-Петербурге и в Москве. Чтобы закончить методическую часть нашей беседы, добавлю, что через некоторое время мы стали ощущать недостатки государственного стандарта первого поколения. Развивалась жизнь - развивались и наши возможности, контакты с зарубежными странами, в которых уже давно действуют учебные центры. То есть мы обогатились опытом своим и чужим, и, кроме того, в России созрели условия для нового шага в развитии образования, особенно по ряду новых специальностей. Поэтому возникла проблема подготовки стандарта второго поколения. Он также был подготовлен здесь, в МГИМО, и принят в марте двухтысячного года.

- Как появилась и развивалась специальность - понятно. Что она, безусловно, востребована в современном обществе - тоже. А вот чем она занимается? Области ее применения? Расскажите об этом.

- Ведется подготовка специалистов, ранее не известных у нас. Именно дипломированных специалистов, хотя изучение связей с общественностью, как я сказал ранее, началось давно. Во многих вузах, особенно на факультетах журналистики, изучались различные формы идеологической работы в СМИ, а также связи с общественностью на основе опыта зарубежных стран, критической оценки их опыта. Что касается меня, то в своих поездках за границу, в частности, в страны Латинской Америки, я видел развитие этой специальности, приобрел и привез большое количество книг. Работают наши специалисты в самых различных сферах: это пресс-службы, рекламные и консалтинговые агентства, отделы и агентства по связям с общественностью, агентства недвижимости, туристические агентства и т. п.

- Как видно из нашей беседы, связи с общественностью тесно переплетаются с журналистикой. Какие отличительные особенности у вашей кафедры?

- У нас изучается социология, особенно социология и психология массовой коммуникации. Учебный план отличается от учебного плана журналистов, хотя есть и общие черты. И эта общность заключается в изучении теории и практики массовой информации, интенсивное изучение родного и иностранного языков, стилистики, литературного редактирования, а также курсов отечественной и зарубежной литературы. Наши же основные дисциплины: теория и практика связей с общественностью, теория и практика массовой информации, основы теории коммуникации, коммуникационный менеджмент, общественное мнение. Важно отметить, что специализация кафедры очень актуальна для нашей страны в условиях построения гражданского общества, поскольку дает возможность развивать коммуникации между различными политическими силами и организациями. Интерес к специальности очень большой. Ежегодно около двадцати вузов открывают подобную кафедру. Характерно, что наша специальность начала быстрее развиваться в технических университетах. Одними из первых взялись за новое для себя дело Пензенский, Казанский, Тамбовский, Восточносибирский, Томский, Дальневосточный, Санкт-Петербургский и другие.

- А как же Московский государственный университет? Разве не он шагает в авангарде нашего образования?

- Ну, это же классический университет. К вопросу о классических университетах сейчас подойдем. А технические университеты на тот период в значительной степени испытывали кризис в связи с тем, что упал спрос на инженерные специальности, и для того, чтобы сохраниться, им пришлось развивать гуманитарную часть своей учебной программы. Причем не только в сторону нашего предмета, а еще и менеджмента, юриспруденции, социологии, рекламы и многих других. Потихоньку из отдельных предметов формировались гуманитарные факультеты внутри технических вузов. Например, Пензенский университет стал классическим также и благодаря нашей специальности. В отношении классических университетов, надо сказать, что они длительное время не проявляли почти никакого интереса к данному вопросу. Но потом картина стала меняться. Специальность появилась в Санкт-Петербургском государственном университете и эффективно развивается там на факультете журналистики, в Екатеринбургском государственном университете им. Горького и, наконец, в одном из последних она появилась в МГУ на переводческом факультете.

- Получается, мы приступили к внедрению "новых технологии" только в девяностые годы. Когда же этим начали заниматься за рубежом?

- За рубежом этим начали заниматься примерно с пятидесятых годов, практически сразу после войны. Наиболее интенсивное развитие специальность связи с общественностью получила в США. Определенные успехи в этой сфере там были еще в довоенный период. А на данное время там более двухсот университетов готовят специалистов в этой области и более чем в четырехстах - читаются курсы. Хотя надо понимать, что в США население больше и, соответственно, потребность в специалистах выше.

- Не удержусь от вопроса по поводу предвыборных кампаний. Там наверняка без ваших людей не обходятся.

- Конечно. Они в предвыборных кампаниях нужны, и они там работают. Для этого есть специальные агентства, которые эту работу выполняют. И, как мы видим, она приносит положительный результат, по крайне не мерее, для того, кого избирают.

- В вашей специальности есть определенный элемент магии. Человек за первый избирательный срок не доказал своей состоятельности, но благодаря специалистам в области избирательных технологий он занимает свою должность повторно.

- Гетте приписывают высказывание: "Теория, друг мой, сера, но древо жизни вечно зеленеет". В конечном итоге побеждает общественное мнение, которое складывается не только благодаря пропаганде. Проверка жизнеспособности депутатов происходит в самой жизни. Люди постепенно видят достоинства и недостатки своих избранников. Поэтому нельзя полностью полагаться на специалистов и считать их панацеей от всех бед.

- Во многих развитых странах для политического деятеля или крупного государственного чиновника достаточно оказаться замешанным в политических интригах, пусть даже косвенно, и его карьере приходит конец. Мало того, он сам подает в отставку. То же касается личной жизни "слуг народа". Наших не смутишь даже возбуждением уголовного дела. И что самое странное, люди реагируют достаточно пассивно, а если скандал касается личной жизни, то во многих случаях это идет на пользу рейтингу.

- На Западе системы коммуникации более развиты и действуют более эффективно, чем у нас. Информация в прессе воспринимается гораздо легче и доверия к ней больше. Нам же присуща некая инертность и большая кредитоспособность по отношению к нашим избранникам. Но сейчас, мне кажется, этот кредит исчерпывается. Реакция людей на недостатки в работе своих избирательных органов стала более определенной.

- Возвращаясь непосредственно к разговору о нашей специальности, давайте дадим читателям наиболее емкое определение, что такое связи с общественностью, а также часто употребляемое понятие коммуникация.

- Существует около шестисот определений предмета. Я сошлюсь на Сэма Блэка, крупного американского исследователя, автора книги "Паблик рилейшенз. Что это такое?". Он писал: "Паблик рилейшенз - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанные на правде и полной информированности". А коммуникации - это связи внутри общества, связи и отношения между социальными группами, различными политическими партиями, между исполнительной, законодательной и судебной властями, между населением и государством. Есть еще ряд других форм коммуникаций: межличностные, межнациональные, межконфессиональные и др.

- Наших читателей может заинтересовать столь перспективная специальность. Скажите, ведется ли вами какая-нибудь довузовская работа с молодежью?

- Мы ведем работу в рамках школы "Юного журналиста международника", где мы мы рассказываем ребятам в том числе и о связях с общественностью. Школа рассчитана на выпускников старших классов и, кстати, абсолютно бесплатная. Она профессионально ориентирована. В ней ведутся творческие семинары и читаются лекции по журналистскому ремеслу нашими ведущими профессорами с надеждой, что их выпускники потом станут нашими студентами.

- Какие льготы имеют выпускники этой школы при поступлении в МГИМО?

- Их главный козырь, в основном, в осведомленности и большей смелости, в том, что мы поднимаем их на уровень, достаточный для успешного прохождения творческого конкурса. А как они сдадут все остальное - зависит от их желания. Если они хотят все сдать на высокий бал, то, конечно, они должны интенсивно заниматься: изучать иностранный язык, русский язык, литературу.

Смотрите также: