Кошки на госслужбе

   
   

Тяжелая блокадная зима 1943 года в Ленинграде. Умирающий от войны, холода и голода город заполонили полчища крыс. Они длинными шеренгами во главе с крысиными "генералами" спокойно передвигались по Шлиссельбургскому тракту, направляясь к мельнице, где мололи муку для всего города.

В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось. Они забирались на танки и благополучно ехали дальше. Это был организованный, умный и жесткий враг. Бедствию, казалось, не было конца. В апреле 1943 года вышло постановление председателя горсовета: "Выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (они тогда считались лучшими крысоловами). Дымчатые или, точнее, голубые русские красавицы, внешне похожие на маленьких пантер, сумели в конце концов победить крыс.

Отличились мурлыкающие служаки и в Англии. Во время Второй мировой войны радарные установки, предназначенные для предупреждения налетов нацистских бомбардировщиков, как оказалось, не выдержали конкуренции с обычными кошками. Местные жители быстро обнаружили, что более надежные "системы раннего предупреждения опасности" лежат, свернувшись клубком, у их каминов. Кошки, как выяснилось, обладают сверхъестественной способностью предчувствовать беду, готовую обрушиться с неба. Многие из них начинали проявлять беспокойство еще задолго до воя сирен и, казалось, знали, какая конкретно семья в опасности. Шерсть у зверьков вставала дыбом, они шипели, издавали сердитые, раздраженные вопли, а некоторые прямиком неслись в ближайшее бомбоубежище.

Эта способность угадывать приближение опасности в дни войны была настолько жизненно важной, что военное ведомство учредило специальную медаль с выгравированными словами: "Мы тоже служим родине". Награда вручалась кошкам, которые помогли спасти чью-то жизнь.

...Черно-белая кошка по кличке Сэлли, жившая поблизости от лондонских доков, разработала сложную систему оповещения хозяев об опасности. Чувствуя, что налет близок, она бежала к стойке в холле, где висел противогаз, и начинала настойчиво колотить по нему передними лапами, после чего бросалась к хозяйке и принималась ее царапать. Затем мчалась во двор к двери бомбоубежища. Однажды, когда хозяйка была уже в убежище, Сэлли перемахнула через изгородь к соседям и начала громко мяукать, привлекая их внимание. И только, когда все спустились в бомбоубежище, свернулась клубочком и мирно заснула.

Феноменальный слух мурлыкающих служак помог в годы войны и американским летчикам, расквартированным на Соломоновых островах.

В летной части прижился кот по кличке Динамит. Временами этот беспечный наблюдатель вдруг начинал выказывать беспокойство и бить недовольно хвостом. Затем он срывался и пулей летел в убежище. При таких "маневрах" пушистого лежебоки солдаты твердо знали: вскоре из-за горизонта появятся самолеты противника. И все это происходило задолго до того, как звукоулавливающие станции подавали сигнал тревоги. Когда же на свой аэродром возвращались американские лайнеры, кот спокойно продолжал принимать солнечные ванны.

"Государеву службу" пушистые зверьки начали много веков назад. В лондонском Британском музее коты-сторожа отдела редких книг и документов получают не только официальное жалованье на прокорм, но и имеют отличительный знак - желтый бант на шее.

В резиденции премьер-министра Британии на Даунинг-стрит, 10, несколько веков существует традиция иметь в штате кота-сторожа. Лондонская "Таймс" однажды не пожалела места для рассказа о "выдающемся слуге нации" коте Хемфри. Сотрудники подобрали его котенком на улице. Хемфри оказался чрезвычайно способным сторожем госархива, снискал симпатию у самой Маргарет Тэтчер и прослужил больше десяти лет, после чего с почетом ушел на пенсию. До него самым выдающимся охранником считался кот Уилберфорс, проработавший в правительственном ведомстве 14 лет.

В английском городе Кестон кот Министрель работает в питомнике полицейских собак. Он участвует в проверке ищеек на психологическую стойкость. Во время учебных поисков преступников и наркотиков кота специально выводят перед служебной собакой, которая не имеет права реагировать на своего давнего противника, иначе не служить ей в полиции.

Несколько лет назад английская пресса шумно обсуждала проблему кошек, служащих на железной дороге. Коты официально охраняют все путевые сооружения Британии от мышей и крыс больше 100 лет.

В 40-50-х годах хвостатых железнодорожников насчитывалось свыше 2 тысяч. Каждый из них получал на прокорм по 95 фунтов в год. Многие увенчали себя славой - например, полосатый красавец Тиддлз, который за долгие годы службы на Поддингтонском вокзале очистил его от грызунов. Когда Тиддлз умер от старости, многие газеты напечатали некролог.

Его коллега кот Том стал легендой вокзала в Уимблдон Парке, что в западной части Лондона. Пушистый зверек поддерживал санитарный порядок на вверенной территории целых 23 года и умер совсем недавно. Благодарные служащие вокзала установили на его могиле памятник и регулярно возлагают туда цветы.

Случается, коты проявляют себя и в борьбе с грабителями. Так, газета "Чикаго Трибюн" рассказала о коте Каспере, который жил в банке города Лас-Крусеса (штат Нью-Мексика). Однажды в банк ворвались налетчики. Пока они потрошили сейфы, кот улегся на педаль тревожной сигнализации. Подоспевшая полиция скрутила непрошеных гостей, а кот получил от владельцев банка щедрое угощение.

Команда из трех кошек принята в кадры полиции Гамбурга. Но не для того, чтобы ловить правонарушителей, а чтобы очистить местную тюрьму от атакующих камеры мышей и крыс.

Эффективные действия новых "сотрудниц" полиции произвели сильное впечатление на дирекцию тюрьмы. Оказалось, использование в таких случаях кошек обходится значительно дешевле услуг людей. Более того, не нужно применять ядовитые химические вещества.

Кошек не только награждают, их еще защищают "на самом высоком уровне". По указу вьетнамского премьер-министра Кхая в стране закрыты все рестораны, где подавали блюда из кошачьего мяса. В последние годы во Вьетнаме появилось множество ресторанов под звучным названием "Маленький тигр". Домашние кошки практически исчезли из городов и деревень. Зато по всей стране расплодились крысы, которые безнаказанно уничтожали урожай и наносили материальный ущерб вьетнамской казне. Несмотря на усиленную борьбу с грызунами, их численность все росла. Вот потому и распорядился вьетнамский премьер отобрать лицензии у владельцев ресторанов "Маленький тигр". Суровые меры будут применяться и к охотникам на кошек, и контрабандистам, продающим зверьков в Китай.

Смотрите также: