НА ПРОШЛОЙ неделе едва не открылся второй Кавказский фронт. Банда Гелаева, почти не таясь, словно регулярная армия на учениях, прошла от границы с Грузией до Ингушетии - почти 150 километров непроходимых лесов и гор. Две сотни вооруженных до зубов бандитов, словно невидимки, просочились через "надежно перекрытую границу", где вместе с нашими пограничниками сосредоточена трехтысячная силовая группировка. Как подтвердил в разговоре с корреспондентом "АиФ" командующий 58-й армией СКВО генерал-лейтенант Валерий Герасимов, боевики шли по российской территории до Галашек почти две недели.
Село Галашки, длиной около шести километров, стоит на стыке нескольких границ. Можно идти на все четыре стороны - в Чечню, Северную Осетию, Ингушетию, Кабардино-Балкарию.
Надеемся, что власть оценит подвиг разведчиков 58-й армии, которые вступили в бой с бандой в 200 человек. Особую роль сыграл генерал-майор ФСБ, ныне президент Ингушетии Мурат Зязиков. Раньше боевики свободно передвигались по территории Ингушетии, отдыхали там после боев и лечились. Сегодня ингушские милиционеры и спецслужбы вместе с войсками Северо-Кавказского военного округа помешали им открыть второй Кавказский фронт.
"Игла" для "крокодила"
ПЕРВЫЕ сведения о боевиках появились в пятницу днем, 20 сентября. В восемь утра 26 сентября вместе с ингушским водителем мы чудом проскочили в Галашки: через час село было блокировано войсками...
На горе, неподалеку от кладбища, дымился фронтовой трудяга - боевой вертолет Ми-24, прозванный за свой внешний вид "крокодилом". Вертолет, сбитый из ПЗРК "Игла", чудом не зацепил жилой дом. Очевидцы рассказывали, что обреченные на смерть летчики пытались отвести объятый пламенем вертолет от центра Галашек.
От фюзеляжа остались хвостовая балка и куча искореженного металла. Рядом с неразорвавшимся боекомплектом пушки лежала обгоревшая голова погибшего командира майора Владимира Власова.
Внизу, у асфальтовой петли, лежал подбитый бронетранспортер армейского спецназа. Граната РПГ-7 попала точно в механика-водителя: двадцатилетнему парнишке из Сургута до дембеля оставалось полтора месяца... Других членов экипажа боевики просто расстреляли.
Перед спуском к реке Асса разыгралась еще одна трагедия. В руки боевиков попал офицер-авианаводчик. С господствующей высоты он корректировал огонь вертолетов, бивших по отходящим в Чечню боевикам. Местные жители подтвердили, что боевики сначала пытали офицера, а затем перерезали ему горло.
С пулей в голове
МЕСТО боя - большая поляна. Вокруг горы, в которых засели боевики. Над головой, на высоте в пятьдесят метров, идет вертолетная атака. Фронтовые Ми-24 бьют по склонам реактивными снарядами. Грохот стоит дикий. От выпущенных снарядов горит трава и лес. Боевиков не видно. Только по перепаханной ракетами земле бежит корова.
Рядом с полевым штабом 58-й армии трофеи: убитые террористы. Среди них выделяется один - явно европейского типа; его борода светлее, чем у других убитых. Среди найденных у него документов - британский паспорт GBR 500301639, выданный на имя Скотта Гервейса Родерика Джона.
Почти сразу выясняется, что это 31-летний уроженец Северной Ирландии, профессиональный журналист. За последние два года, судя по визам в паспорте, побывал в Камбодже, Пакистане, Таджикистане и Грузии. Российской визы там нет, а вот грузинская просрочена - срок до 15 сентября.
Вместе с боевиками Скотт попал под шквальный огонь: найденная на месте боя сумка из-под видеокамеры пробита двумя пулями и большим осколком от снаряда. Перед боем Скотт успел достать видеокамеру, одна пуля попала ему в объектив и разнесла полголовы, вторая - в правый глаз...
Вскоре подошла "труповозка". Тело англичанина вместе с другими убитыми боевиками солдаты бросают в грузовик... Теперь после необходимых формальностей груз-200 с накладной на его имя отправится в Лондон. Родственники Скотта уже все знают...
Супчик для Гелаева
В ГАЛАШКАХ перед последним марш-броском в Чечню боевики решили отдохнуть и пополнить запасы провизии. К тому же бандиты знали, что в случае их обнаружения федералы не станут бить по селу. Так что у них был отменный живой щит. На самый худший вариант террористы приготовили оперативный план по взятию заложников. Точно такой, по какому были захвачены Буденновск и Первомайское.
В селе нашлись и сочувствующие бандитам, помогли им с продуктами. На спуске к реке Асса, там через восемь километров чеченский Бамут, их ждал грузовой вездеход "уазик", прозванный в народе "таблеткой".
Местный предатель постарался. В машине горой лежали хлеб, пакеты с соком, упаковки с минеральной водой, более 400 сникерсов. Особенно террористам понравился куриный суп "Магги" в пакетах под названием "Горячая кружка".
Вот только за мясные консервы "Свинина пряная", произведенные в подмосковных Люберцах, боевики чуть не расстреляли своего добровольного "тыловика". Потом, посмеявшись, расплатились с ним десятками, разрывая пачки денег в банковской упаковке. Финансовую помощь боевики получили в начале лета: на упаковке хорошо виден штамп 26. 04. 2002 г. И номер счетного автомата, по которому легко установить банк, выдавший деньги.
На снимках: убитые террористы. На заднем плане - британский журналист; конспект боевика по минной войне; сбитый вертолет Ми-24.