В ПЕРВУЮ ночь драмы с заложниками на крышу одного из гаражей близ захваченного театра влезли два человека в белых бумажных масках. В руках они держали листы бумаги с надписью: "Русские мужчины заменят собой заложниц". На вопрос, почему они в масках, добровольцы объяснили журналистам, что не хотят обвинений в саморекламе.
НЕКОТОРЫЕ российские политики оказались менее скромными. Теракт они сочли подходящим поводом напомнить о себе обществу и пиарились от души, пролезая без мыла во все телевизионные щели. Маски были сброшены, и народ получил возможность оценить степень предвыборного цинизма своих избранников.
Мы едем, едем, едем...
"НАМ удалось связаться с известным российским политиком, депутатом Госдумы (называется имя и фамилия - Ред.), который в эти минуты находится на месте событий", - с энтузиазмом сообщает зрителям ведущая одного из телеканалов. Через секунду в эфире раздается голос самого депутата. "Вообще-то я только подъезжаю", - поправляет политик ведущую. Непонятно, правда, зачем он туда поехал? Кто его звал? Какую пользу мог принести попавшим в беду людям этот "известный политик", о котором большинство и слыхом не слыхивало?
Всю ночь и все следующее утро депутаты не слезали с экранов ТВ. С умным видом комментировали события. Лидер одной из думских фракций поторопился сравнить московский теракт с американской трагедией 11 сентября - мол, ничего подобного в России еще не было. А как же Буденновск и Кизляр, где Басаев и Радуев захватили не меньше заложников и не меньше людей погибло при их освобождении? Или для столичного политика один заложник-москвич стоит пятерых ставропольцев или дагестанцев? В любом случае зачем надо было проводить жуткие аналогии в тот момент, когда еще не пролилась кровь и оставался хотя бы один шанс для мирного разрешения ситуации? Чтобы пощекотать и без того взвинченные нервы телезрителей?
Другие выстроились в очередь, "геройски" предлагая себя в заложники вместо зрителей "Норд-Оста". Член группы "Народный депутат" Г. Махачев заявил, что "готов отдать свою жизнь, если это необходимо". Оказалось, необходимости нет. Спикер Совета Федерации С. Миронов выразил такую же готовность, "если на то поступит соответствующее предложение". Но террористы почему-то не предложили. Как не купились они и на инициативу депутата Ю. Рыбакова обменять за каждого думца по 10 женщин и детей, тем самым показав, что господа депутаты явно переоценивают свою собственную ценность.
Но господа не успокаивались. Апофеозом цинизма, замешанного на саморекламе, стало предложение лидера аграрной группы Н. Харитонова провести пленарное заседание Думы в здании захваченного театра, заменив депутатами заложников. Видимо, в роли нового спикера Думы остроумный аграрий видел самого Бараева. Тем временем настоящий спикер Г. Селезнев, не выдержав шквала депутатских инициатив, посоветовал "поменьше пиариться на этой теме".
"Лучше бы они захватили Кремль"
НО ПРИЗЫВ услышали не все. Ленты информагентств заполонили обращения всевозможных партий и отдельных политиков. Они "не могли молчать", несмотря на то что никто в эти минуты не собирался их слушать. Некая партия "Народно-патриотические силы Российской Федерации" увещевала В. Путина "не повторить преступный черномырдинский-лебединский сговор с бандитами". Социалистическая единая партия А. Подберезкина призвала его же "проявить характер и раздавить гадину". Социал-демократическая партия предложила своего вождя М. Горбачева в качестве посредника для переговоров. Даже из Украины (!) пришло послание от лидера партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко с тем же наивным предложением.
Коммунисты не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы свести старые счеты с "антинародным режимом". "Сегодня мы все стали заложниками слабой власти", - не без ехидства заметил лидер КПРФ Г. Зюганов. Лидера "Трудовой России" В. Анпилова корреспондент "АиФ" встретил в толпе зевак возле оцепления на Дубровке. Несгибаемый трудоросс витийствовал словно на митинге. "Если бы они заняли посольство США или Кремль, я был бы на их стороне", - кивал он, сверкая очами, в сторону невидимых захватчиков театра. Кто-то из журналистов брезгливо заметил - мол, этот деятель всегда готов назло маме отморозить уши.
"Гоните оттуда в шею всех этих депутатов, в том числе и меня!" - взывал к спецслужбам один из думцев, вовремя осознавший бесполезность своего пребывания на месте событий.
Но как же трудно устоять перед соблазном, когда не за горами выборы.