Примерное время чтения: 6 минут
127

Общественное мнение о Съезде народных депутатов СССР. Отклики зарубежной печати

"Проходящий Съезд вызывает у советских людей, следящих за его работой благодаря прямой трансляции, беспрецедентный интерес. Он проявляется не только потому, что этот конгресс - первый в своем роде после жарких политических дебатов при жизни Ленина, но и из-за свободного характера выступлений делегатов. Впервые разрушен ореол неприкосновенности вокруг руководителей высокого ранга и депутаты высказывают с трибуны то, что действительно думают".

"Морнинг стар" (Англия)

***

"Стены Кремля, вчера сотрясались. Под устремленным вдаль взглядом Ленина, беломраморная статуя которого, подобно статуе Командора, возвышалась над Съездом народных депутатов, избранных впервые за 7 десятилетий из нескольких кандидатур, в зале раздавались совершенно непривычные слова.

В другие времена на подобные заявления обрушились бы громы и молнии, а их авторов ждал бы ГУЛАГ. Первое заседание нового советского парламента было одновременно фейерверком во славу "демократии" и удивительным примером ее искажения.

Тем, кто 20 лет наблюдал мрачные заседания Верховного Совета, единодушно штамповавшего законы, бюджеты и назначения, нынешний Съезд напоминает фильм Феллини.

Непререкаемому режиссеру необычайного спектакля, происходящего в Кремле, Горбачеву приходилось неоднократно стискивать зубы. Не все, что говорилось публично, было ему по вкусу. Но такова цена за попытки "демократизировать" советское общество и сделать его эффективнее".

"Фигаро" (Франция)

***

"Борьба Оболенского за пост президента СССР оказалась непродолжительной и напоминала поступок Дон Кихота. Кандидат так же, как и Горбачев, получил 20 минут на то, чтобы изложить свою программу. Затем свое слово сказали выборщики".

"Вашингтон пост" (США)

***

"Избранный тайным голосованием Председателем Верховного Совета М. С. Горбачев добился политического успеха после драматичных дебатов, в которых участвовал и сам, поскольку ему был поставлен ряд нелицеприятных вопросов. Зал Съезда захватила волна выступлений депутатов о кандидате в Председатели Верховного Совета СССР, которые не были парадными. На их фоне выступление Ч. Айтматова относилось явно к периоду застоя. Что касается Б. Ельцина, то он выступает за перестройку, является сторонником решительных мер в реформе общества, борется против всех привилегий аппарата, однако не обладает такими политическими и государственными качествами, какими обладает М. Горбачев".

"Политика" (Югославия)

***

Некоторые зарубежные газеты признают, что у советских людей пока еще отсутствует политическая культура. Именно это дало возможность отдельным депутатам добиться своего избрания лишь на основе "антиноменклатурных или антимафиозных речей", что не является настоящей политической платформой.

Съезд направляется умелой, уверенной рукой, обеспечивающей полную свободу дебатов и выступлений, основанной на уверенности в том, что в конечном счете непредсказуемых решений не будет. Слово - реформаторам из меньшинства, решение - большинству. Таково распределение обязанностей.

Газеты отмечают, что "радикальные" депутаты, не устраивающие партийный аппарат, несмотря на крупный успех в предсъездовской избирательной кампании, оказались отстраненными от членства в постоянно действующем Верховном Совете. Если на Съезде, по оценке западных экспертов, количество депутатов-радикалов составляет до 30%, то уже в Верховном Совете их присутствие сократилось до 10 - 15%. Эти итоги окончательно убеждают общественность в том, что Конституцию СССР необходимо снова изменить.

"Радикалам не повезло в том, что среди них нет человека с ораторскими способностями, который мог бы привлечь на свою сторону колеблющихся депутатов. Андрей Сахаров выступал по крайней мере дважды. То, что он говорил, всегда разумно, но его сгорбленная фигура и откровенно детское выражение на лице, когда он смотрит через толстые, очки, - все это не внушает уверенности. Он запинается и колеблется, картавит и излагает свои предложения научным языком, непонятным рядовому человеку".

"Дейли телеграф" (Англия)

***

"Сторонники радикальных реформ, собравшиеся на Съезде, были поражены тем, что депутаты, борющиеся за перестройку и демократизацию, были забаллотированы. Такой результат в результате избирательных манипуляций едва ли можно рассматривать как торжество демократизма. Однако это не было неожиданностью, поскольку принимающие участие в работе Съезда консервативные силы явно находятся в большинстве".

"Эуропеу" (Португалия)

***

Некоторые западные газеты пишут, что к вещам, вызывающим сожаление, относится то, что большинство ораторов на Съезде не делают ни малейшей попытки убедить своих слушателей. Мало кто из них говорит так, как если бы он стремился привлечь на свою сторону колеблющегося депутата, который сейчас действительно существует - впервые в истории... Оратор за оратором в основном просто констатировали свою позицию, как бы говоря при этом: "И черт с вами со всеми, кто со мной не согласен".

По мнению некоторых газет, включение Б. Н. Ельцина в состав Верховного Совета стало триумфом не Ельцина - хотя сразу снизило степень недовольства результатами выборов и в зале, и вне его стен. Введение этого популярного деятеля в новый советский парламент подтвердило реализм линии Горбачева на широкий компромисс.

"Съезд народных депутатов СССР оправдал себя как "школа демократии". В этой школе все, включая нового директора Горбачева, оказались слушателями, некоторые восторженными, некоторые упрямыми, а некоторые и засыпающими в классе. Новизна проходящих в Москве дебатов может быть суммирована в следующей цитате: "...были серьезные просчеты и были трагедии... И некоторых из них могло и не быть. Я, как и вы, глубоко переживаю. Думаю, вы не подозреваете меня в том, что мне хочется, чтобы было еще хуже". Ничего подобного нельзя было услышать публично от правителя России с 1917 года, и подобных случаев было мало во всей русской истории.

Благодаря тому, что Горбачев удержался от, должно быть, сильного соблазна пресечь эти дебаты, доверие к нему у народа укрепится. Однако ему публично напомнили, что будет гораздо труднее, чем в прошлом, осуществлять власть, не давая никакого отчета".

"Таймс" (Англия)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно