Примерное время чтения: 5 минут
159

От морозки

В САМАРСКОЙ области лопнули трубы, оставив людей без тепла прямо под Новый год. В первых числах января "полетели" теплосистемы в Карелии. 6-го - авария на Валдае. Потом - Ленинградская область. 11-го - снова лопаются трубы на Валдае и в Республике Коми. Такое ощущение, что процесс этот остановить невозможно. На сегодня без тепла остались около 30 тыс. человек в 282 домах. И в прошлые зимы вся северная часть страны грелась у костров, разведенных прямо посреди улиц.

ТОГДА, правда, в результате сняли с поста приморского губернатора Наздратенко и назначили его руководить Госкомрыболовством. Как показало время, от этой перестановки "обеспечение населения теплом" совсем не наладилось. Так кто же отвечает за ежегодные срывы отопительного сезона, который в российском климате длится как минимум полгода?

Замкнутый круг

В ДОКУМЕНТАХ МЧС причиной аварий называются "экстремальные погодные условия и изношенность теплотрасс". Иными словами, не было бы так холодно - старые трубы не полопались бы. Однако еще в августе прошлого года "АиФ" запрашивал у Министерства энергетики информацию о подготовке к зиме. Тогда нам прислали ответ: "За семь месяцев отремонтировано 38% котельных, 48% тепловых сетей и заменено лишь 35% ветхих сетей". То есть еще летом было известно, что ситуация катастрофическая.

Что сделало правительство, чтобы отремонтировать негодное оборудование? Собиралось одолжить РАО ЕЭС 5 млрд. рублей, но так и не выделило. Зато перечислило 10 млрд. рублей регионам специально, чтобы они отремонтировали школы, больницы и жилые дома. В аппарате вице-премьера Христенко, курирующего этот вопрос, нам подтвердили, что эти деньги были перечислены своевременно и в полном объеме.

Значит, надо спрашивать с РАО ЕЭС и с регионов? "В ведении нашей компании находится лишь 30% теплотрасс в России, - говорит Юрий Мелихов, начальник пресс-службы РАО ЕЭС, - остальные 70% относятся к предприятиям коммунальной энергетики, которые в свою очередь контролируются местными властями. На тех 30%, за которые отвечает наш холдинг, ремонт был выполнен в полном объеме. А нарушения теплоснабжения в большинстве случаев происходят по вине предприятий ЖКХ".

Ссуда в 10 млрд. рублей, которую направило правительство в регионы, предназначалась как раз муниципальным предприятиям ЖКХ. Следовательно, спрашивать надо с них.

Где деньги?

ОДНАКО, как оказалось, о деньгах, перечисленных из центра, местные власти как будто не слышали. С экранов телевизоров они рапортуют, что денег у регионов нет. "Федеральный бюджет должен Тихвинскому району 3 млн. рублей", - говорит и. о. мэра города Тихвина Ленинградской области Павел Мавроди. Ему вторит и прокурор Ленинского района г. Саратова Владимир Вениаминов: "Система труб, которая за 50 лет практически сгнила, нуждается в капитальном ремонте. У ДЕЗа денег нет, у города одни долги". Более откровенен губернатор Свердловской области Эдуард Россель: "Машинисты в котельной пьяные. Уголь не на чем подвезти. Была машина - ее пропили. А глава района на "Ниссане" ездит!"

Получается, деньги не дошли. Тогда напрашивается вопрос: кто из центра контролирует, дошли ли они до адресата и на что были потрачены?

В Минэнерго нам объяснили, что это не входит в сферу их обязанностей: "Мы должны контролировать, чтобы были запасы угля, мазута. А что трубы лопаются - это к Госстрою".

Но Госстрою не до того. Управление инженерной инфраструктуры, занимающееся региональными объектами ЖКХ, в стадии ликвидации. Новое управление имеет только название - Управление коммунальной энергетики и городского хозяйства. "Госстрой не может проконтролировать региональные ЖКХ, - говорит руководитель Управления инженерной инфраструктуры Игорь Шарипов, - и не может заставить их отремонтировать теплосети. Они не подчиняются ни одному федеральному министерству. В крайнем случае - губернатору. А тот - уже самому президенту. А это беда всей России - сломали вертикаль власти!"

Подведем итоги. Деньги исчезают. Гнилые трубы остаются гнилыми. Когда случается авария, к району бедствия подтягиваются МЧС и войска, Минфин перечисляет деньги (вот на днях в Карелию, где замерзают 5 тысяч человек, из государственной казны перекинули 50 млн. рублей по специальному распоряжению Михаила Касьянова), губернаторы выезжают на места. А потом опять все остается так, как было, - до следующей аварии. И контролирующих органов как не было, так и нет. И виноватых тоже.

Накануне отставки Евгения Наздратенко краевая прокуратура завела около 20 уголовных дел на руководителей районного уровня. До сих пор ни одно из них до суда так и не дошло. На этой неделе завели уголовное дело на Валдае по статье "Халатность". Чем закончится история на этот раз?

Анекдот в тему

Телефонный звонок в РЭУ.

- Когда будет тепло?

- В мае месяце, пора бы давно знать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно