ДЕНЬ 4 марта 2002 года должен был стать особенным в жизни Сергея Смирнова. От исполнения сокровенной мечты - зачисления на службу в Череповецкий ОМОН - 22-летнего парня отделял последний экзамен: поединок на ринге со своими будущими коллегами. Этот "тест на выносливость и волю к победе" не казался молодому человеку серьезной проблемой. Во время собеседования сотрудники отряда объяснили Сергею, что в таком бою главное - проявить бойцовские качества, а как только станет ясно, что он не трус, бой сразу же остановят. Трусом Сергей никогда не был и в итоге получил более 50 ударов в голову, но не "сломался", ушел с ринга непобежденным. А спустя несколько минут в душевой Сергей потерял сознание и через 3 дня, не приходя в себя, умер в городской больнице.
Стоять до конца
ЗА ДВА месяца до того рокового дня Сергей демобилизовался из армии, отслужив полный срок в элитной части правительственной связи. Имея прекрасные характеристики, молодой человек был уверен, что в любом подразделении МВД его примут с распростертыми объятиями. Взвесив все возможные варианты устройства на работу, Сергей решил, что ОМОН ему подходит больше всего. И дело даже не в престиже этого отряда или желании проявить юношеское геройство, просто он с детства хотел сделать жизнь в своем городе безопасной и спокойной.
Все необходимые нормативы по бегу, стрельбе и физической подготовке Сергей сдал шутя. Теперь ему предстоял только поединок из 3 раундов по 3 минуты. Каждый новый раунд - со свежим соперником, опытным бойцом Отряда особого назначения. Не предупредив мать, он собрал сумку и пошел в спортивный зал городского УВД.
"Сережа был очень наивным, несовременным мальчиком, - в слезах рассказывает мама Сергея Галина Михайловна. - Думаю, что он тогда просто поверил командиру, приказавшему выстоять этот бой. Он представить себе не мог, что вместо экзамена его ожидает зверское избиение. А как еще можно назвать поединок с тремя противниками, каждый из которых старше, опытнее и сильнее? Весь бой омоновцы снимали на камеру. Когда я смотрела эту запись впервые, за кадром были хорошо слышны выкрики: "Сейчас на ринг выходит профессиональный убийца такой-то", "Ну, в пах-то ногой не бей" и "Забей его, добивай!" Потом я видела эту запись на суде - от нее осталась только половина. Но и в укороченном варианте видно, что мой сын даже не мог сопротивляться - настолько неравные были силы. Во втором раунде у Сережи сильно шла носом кровь, он много раз падал, но опять поднимался, чем еще больше злил своих "экзаменаторов". Из всех "тестируемых" Сергей единственный сумел выстоять весь бой до конца. Парня, которого "экзаменовали" после моего сына, вынесли с ринга с сотрясением мозга.
Потом омоновцы мне "помогли" - собрали 12 тысяч рублей на похороны. Когда я решила искать правду и обратилась в суд, дело возбудили только против и. о. командира отряда Степана Новоженина. На суде он заявил, что все произошедшее - несчастный случай и что он будет защищать себя и своих ребят всеми возможными способами. Уже после смерти моего сына милицейское начальство утвердило Новоженина в должности командира ОМОНа".
В ОМОН или в рай
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ городской суд все-таки приговорил Степана Новоженина к 4 с половиной годам заключения условно по статье "превышение служебных полномочий, повлекшее за собой тяжкие последствия". Под "превышением полномочий" государственный обвинитель имел в виду самовольное составление инструкции по "Правилам приема в отряд", куда и был занесен пункт об обязательном поединке новичков с сотрудниками подразделения.
Во время оглашения приговора командир ОМОНа гордо стоял в зале суда с пистолетом на ремне, позвякивая медалями. Разговаривать с прессой он категорически отказался. При желании Новоженин может опротестовать приговор и, видимо, имеет все шансы на отмену наказания. Многие представители городской власти на его стороне. Так, заместитель прокурора Череповца Петр Жерихин убежден, что "Степан Новоженин проявил полезную инициативу", и не уверен, что приговор не будет отменен. Сотрудник местного УВД, пожелавший остаться неизвестным, вообще убежден, что во всем виноват сам Сергей: "Этот Смирнов просто пошел на принцип. Ему бы не выпендриваться и лечь, сдаться, а он что-то хотел доказать. Когда я поступал на работу, меня тоже сильно "метелили". Но тут уж или в ОМОН, или в рай".
ЭТОТ страшный случай согласилась прокомментировать начальник отделения воспитательной работы Московского ОМОНа подполковник милиции Валентина Савельева: "Для поступления на службу в наш отряд достаточно пройти психологические тесты, экзамен на физическую подготовку и медкомиссию. А уже после зачисления мы начинаем обучать сотрудников навыкам единоборств.
Могу заявить, что данная ситуация - проблема государственного характера. Дело в том, что в нашей стране просто нет инструкций по приему на работу в подразделения специального назначения. На мой взгляд, такие правила должны быть разработаны на федеральном уровне - тогда ни один командир не сможет сочинять свои особенные требования для желающих устроиться на службу".