Примерное время чтения: 4 минуты
98

Инвалиды гоняют по льду

ВОЛОДЯ САВКИН был водителем-профессионалом, но лишился руки после аварии. Молодой парень - нет еще и 30. Долго сидел без работы, отчаялся и наконец нашел. А главное - снова водит машину.

ВМЕСТО левой руки у него теперь протез, не обычный, а с приспособлением, которое позволяет прикреплять искусственную руку к рулю и управлять автомобилем. Предприятие, на которое Володя теперь молится, - Центральный городской автомотоклуб инвалидов. Там учат спортивному вождению и трудоустраивают безногих и безруких калек.

В 1995-м у 28-летнего москвича Сергея Слободяника был свой автосервис - небольшая фирма. Тогда же на столичных перекрестках появились парни в камуфляже, на костылях или в инвалидных колясках, просящие милостыню. Слободяник подавал деньги, пока не додумался до "безумной" идеи - поднять "чеченцев" с колен, дав им работу водителей. Пришел к знаменитому тренеру - профессору кафедры автомотоспорта Института физической культуры Эрнесту Цыганкову. Когда-то Цыганков готовил сборную Союза по ралли и водителей 9-го управления КГБ, развозивших на "членовозах" членов Политбюро. Он развил идею: инвалиды станут не просто водителями, а первоклассными гонщиками.

Слободяник убедил руководство автозавода в Серпухове дать под эксперимент пять малолитражек "Ока" и поместил в газете объявление: "Принимаю на работу инвалидов с частично ампутированными конечностями по специальностям: водитель, механик. Обучение бесплатное". Было несколько сотен звонков от желающих. Отобрали пятерых...

20-летние Максим Конюхов и Сергей Титов попали под обстрел в Чечне. Таксист Игорь Савельев лишился ноги в аварии. Александра Демидова сбила машина. Женя Бабков отморозил ногу. Все считали себя убогими и изгоями общества, а через полгода стали водителями-профессионалами в Центре высшего водительского мастерства. "Чтобы ребята поверили в себя, - объясняет Цыганков, - мы учили их управлять машиной виртуозно, лучше любого здорового. Так погрузили в процесс, что и секунды не оставалось на мысли о своих несчастьях". Нагрузки были предельными: больше трех тысяч движений в день на тренажерах. А потом - виражи на льду одного из московских стадионов.

На соревнованиях "Ледовый пилотаж" воспитанники Цыганкова обошли "нормальных" спортсменов и заняли лучшие места в сложнейших трюках - "вращение на ограниченной площадке" и "полицейский разворот". Игоря Савельева на пьедестал поднимали на руках - сам он вскарабкаться не мог. "Ока" стала для него единственной реальной возможностью снова зарабатывать деньги и содержать семью.

За 5 лет автомотоклуб Слободяника стал транспортным предприятием с ремонтной базой и парком в 150 машин, но с 1 января 2001-го оказался на грани краха. Инвалиды лишились всех льгот и дотаций после отмены закона "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Когда все ресурсы выживания были исчерпаны, Слободяник пробился на прием к председателю Москомспорта Сергею Королю и получил госзаказ на обслуживание комитета. Например, отвозить тех же чиновников в аэропорт или купить трактор и чистить стадионы от снега... Это спасло предприятие. Одна из московских фирм - дистрибьютор "Форда" - взялась кредитовать покупку 100 автомобилей "Форд-Фокус". Но в мироощущении инвалидов-водителей после этого мало что изменилось: сами по себе они никому не нужны. Уникальный автомотоклуб по закону - коммерческая структура. Вокруг жесткая конкуренция. В Москве больше сотни автобаз, предлагающих транспортные услуги: там здоровые водители, они могут и чемоданы носить, и быстрее сменят колесо. Без поддержки государства инвалидам даже со своими иномарками долго на рынке не продержаться. Но и бросать фирму на произвол судьбы ни у кого желания нет.

Сейчас у них два "костыля": заказ на 3 года от правительства Москвы и воля к жизни. С последним у "ветеранов" автомотоклуба все в порядке... 46-летний Сергей Батин - финансовый директор предприятия. Вторая группа ДЦП, с трудом ходит, не работает правая рука. В 1997-м он купил ноутбук, чтобы не прерывать работу дома, и печатал одной рукой, двумя пальцами. Однажды Слободяник затащил его в Ми-8 и заставил прыгнуть с парашютом. Сам подталкивал к открытому люку и шагнул следом. После этого Батин прыгал шесть раз. А через полгода женился.

В самые трудные времена, когда инвалидам месяцами не платили зарплату, Батин не ушел из автомотоклуба. И не уйдет. Потому что с детства уяснил: была бы воля - остальное приложится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно