Примерное время чтения: 6 минут
255

Беслан готов порвать с Москвой?

В ЧЕМ суть политического, военного противостояния официального главы администрации Чеченской Республики Ахмата Кадырова и оппозиционного ему Беслана Гантемирова? Мы решили дать слово каждой из сторон.

Беслан ГАНТЕМИРОВ

- Конфликт не в личностях. Почему все так легко забыли, что именно Кадыров был духовным лидером Масхадова, Гелаева, Хаттаба? Несколькими годами раньше он призывал каждого чеченца убить по 150 русских, благословлял убийства, захват заложников, взрывы жилых домов.

Кадыров убедил Москву, что перед ним опустят автоматы и террористы, и антитеррористы. Но этого не произошло. И будет еще хуже. Потому что Кадыров и басаевцы сами с собой бороться не будут.

В первую войну после вывода федералов "победители" расстреливали тех, кто был на стороне России. В течение трех лет, с 1996 по 1999 год, республику покинули 200 тысяч русских и 300 тысяч чеченцев. После этого люди совершенно справедливо сочли, что Россия бросила Чечню под ноги масхадовцев и басаевцев.

Грянула вторая война. Она не могла не начаться. В первый этап антитеррористической операции плечом к плечу с федералами шло и чеченское ополчение. Наших погибших никто не хоронил, потому что их путали с боевиками. Мы потеряли 38 человек убитыми и 200 ранеными, но мы верили, что раз и навсегда покончим с терроризмом и будем гражданами единой России.

И что же теперь? Террористам снова дали время перегруппироваться, наладить международные связи. В очередной раз - это уже не преступная халатность, а измена, предательство.

- Сейчас вы объединяете вокруг себя ветеранов чеченских войн, людей, умеющих держать в руках оружие. Вы намерены использовать эту силу?

- Не исключено... Кадыров - противник на полчаса. Не он первый, все ставленники центра, начиная с Дудаева, пытались подрезать, ослабить меня... Я подумаю, как использовать силу.

Ахмат КАДЫРОВ: "Чеченских денег я не воровал"

- Ахмат-хаджи, вы у власти в Чечне уже более 100 дней. Вы представляете сейчас, кто вам друг, а кто враг?

- Мои друзья - все, кто хочет мира в Чечне. Враги - те, кто преследует собственные корыстные цели. Кто хочет помочь чеченскому народу, должен помогать Кадырову.

Во всяком случае я чеченские деньги, направленные на восстановление республики, не воровал. Я действительно открыто призывал к войне, и об этом знает весь мир и лучше всех - президент Российской Федерации, который меня своим указом назначил главой администрации. А тот, кто хочет построить свою политику на противостоянии законной власти, снова проиграет, как проигрывал и раньше с другими главами Чечни: и с Дудаевым, и с Завгаевым, и с Кошманом.

- Чем эта война в Чечне отличается от первой?

- Не сумев справиться ни с хозяйственными, ни с политическими проблемами, Масхадов позволил ваххабитам втянуть Чечню в новую войну. Не осудив их вторжения в Дагестан, Масхадов тем самым предал чеченцев. Он не сделал ни одного шага, чтобы избежать этой войны. Когда она началась, ко мне приходили люди буквально из всех селений с вопросом: что делать? И я сказал: "У того, кто меня слушает, кто мне верит, их оружием будет молчание. Воевать нужно только против ваххабитов-экстремистов".

- Но нынешняя война слишком затянулась. Каждую неделю мы читаем списки новых потерь. Можно ли найти политическое решение чеченского вопроса?

- С кем, по-вашему, можно вести переговоры? С террористами Хаттабом и Басаевым? Или с Масхадовым, который не влияет на ситуацию?..

До тех пор, пока фамилии вроде Хаттаба, Басаева и других главарей будут у людей на слуху, теракты будут продолжаться. Как их не станет, так и война закончится.

Вместо комментария

ЕЩЕ имам Шамиль выделял в характере чеченцев одну ярко выраженную особенность: "У них нет возвышения, на которое они поднимают своих героев, и зиндана, в который бросают своих преступников". Эту же особенность без труда можно обнаружить в психологии и поведении многих современных чеченцев. По словам известного чеченского писателя Абузара Айдамирова, мы до сих пор являемся свидетелями нетерпимого отношения народа к своим лидерам.

Под таким углом зрения совершенно по-новому раскрываются "внутричеченские" конфликты последнего десятилетия. Доку Завгаев становится первым из чеченцев руководителем обкома КПСС, и в борьбу с ним вступают Руслан Хасбулатов, Асламбек Аслаханов. В результате власть захватывает Джохар Дудаев. В непримиримую борьбу с ним вступает Умар Автурханов, позже Юсуп Сосланбеков и многие другие. Побеждает на выборах Аслан Масхадов - ему противостоит Шамиль Басаев. Президент России назначает главой республики Ахмата Кадырова, и сразу возникает острый конфликт с Бесланом Гантемировым. Весьма вероятно резкое обострение отношений А. Кадырова с новым депутатом Госдумы от Чечни А. Аслахановым.

Поэтому российскому руководству не следует рассматривать конфликт между А. Кадыровым и Б. Гантемировым как досадное недоразумение или мелкий эпизод. Пора уже сделать совершенно определенные выводы.

Первое. Единоличное правление чеченскому менталитету не подходит, и в будущей политической системе Чечни не должно быть места для поста президента. В республике работоспособным может быть лишь "коллегиальный глава" типа Государственного совета.

Второе. В Чечне далеко не всегда эффективны демократические процедуры западного образца. Если в Надтеречном, других равнинных районах республики выборы, особенно органов местного самоуправления, вполне уместны, то в горных районах целесообразнее пойти по пути прямого представительства от населенных пунктов и родов.

Третье. В условиях партизанской войны, отсутствия непосредственного боевого контакта с противником, в атмосфере недоверия или ненависти местного населения федеральные войска быстро "разлагаются" (деморализация, пьянство, мародерство). Так недолго и до второго Хасавюрта. Необходимо начинать переговорный процесс, пока это можно сделать на выгодных для федерального центра условиях. В комиссию по переговорам должны войти авторитетные представители крупных населенных пунктов, тейпов, видные политические деятели.

Четвертое. Очень важно как можно скорее утвердить внятную программу восстановления и развития республики.

Пятое. Ни один из четырех перечисленных пунктов не принесет ожидаемых результатов, пока не будет решена "проблема Басаева и Хаттаба".

Скоро Государственной думе предстоит рассмотреть президентский законопроект о временном устройстве власти в Чечне. Надо воспользоваться этой возможностью для выработки консолидированной позиции всех ветвей власти и найти решение, которое примет чеченское общество.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно