Примерное время чтения: 4 минуты
165

У молодых другое прошлое

РАЗ в три года на высшие курсы режиссеров и сценаристов приходят взрослые дяди и тети с высшим образованием и поступают в студенты. Чтобы, заплатив несколько тысяч долларов, стать дипломированными... безработными: ну кому нужны нынче режиссеры и сценаристы? Известный кинодраматург, режиссер, художник Александр АДАБАШЬЯН впервые в жизни набрал на днях свою мастерскую на этих курсах. И зачем, спрашивается?

- НЕДАВНО был в жюри кинофестиваля "Молодость" в Киеве и сделал колоссальное открытие, что и подвигло меня согласиться на собственную мастерскую. Я понял, что существует параллельно знакомому мне какой-то другой кинематограф, о котором я и мои коллеги, думаю, не подозреваем, - так называемое молодое кино. Это совершенно другое кино. Очень многообразное, никакой общей тенденции, как мы привыкли, не обнаружилось, кроме общего ощущения какого-то нравственного и физического, душевного здоровья.

Это было именно открытие. Оказалось, что мы, мое поколение, никакого представления о молодых не имеем, потому что и они нас знать не хотят. У них другое будущее и, самое главное, другое прошлое. Они на другой почве выросли, они СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ. Поэтому мне стало интересно набрать свой курс, хотя деньги заработаю небольшие, а времени будет потрачено уйма. А так, ощущение, что плаваешь в аквариуме, натыкаясь на стенки, и при этом все время одни и те же персонажи, и все рассуждают об океане - и мелеет-то он, и рыбы в нем стали не те... Кино наше топчется на одном пятачке: очередной 80-летний мэтр и классик сваял очередное полотно, которое не понравилось 70-летнему критику N, но чрезвычайно полюбилось 60-летней критикессе Х. "Оскары", Канны... А молодежь все это в гробу видала. Они даже нас не собираются сбрасывать с корабля современности, потому что им на нас плевать, и они давно обогнали этот самый пароход на каком-нибудь виндсерфинге. А пароход плывет себе, и пассажиры важно рассуждают, сидя в барах, но фотографироваться при этом ходят в кочегарку.

Увидел тут по телевизору несколько старшеклассников, победителей какого-то конкурса, - они не узнали на фото Немцова и Говорухина! Это поразительно. Потому что на них им тоже плевать. У них какая-то своя, другая жизнь.

Чему же я могу научить молодежь? Передать, так сказать, "частичку своего гения"? Ерунда все это. Методологии обучения режиссерскому ремеслу у меня нет, да и ремесла нет как такового в самой этой профессии. Оно есть в любых других кинематографических профессиях - операторской, у художника (не может же он не уметь рисовать), у гримера, монтажера... А режиссура - это Нечто, где нельзя ничего проверить, передать опыт, научить.

Контингент за эти три года изменился только в одном - стало больше женского полу. Не могу сказать, что все поголовно безумно талантливы или бездарны. Ясно одно - первую профессию люди выбирали, чтобы не идти в армию, или куда проще поступить, или по настоянию родителей. А потом пришли к выводу, что ошиблись, и вот - такой поворот судьбы. Поступок. Ведь у них нет никаких гарантий будущего. К окончанию курсов, отдав немалые деньги (а среди абитуриентов новых русских не было), кроме приобретенных за годы учебы знакомств, связей и написанных или снятых работ, у них не будет ничего. Мы пытаемся добиться хотя бы несколько бесплатных мест, добиться на высшем уровне также и того, чтобы 30% ассигнований на кино отчислялось молодым, а не очередному мэтру. А пока... Большая часть студентов работает и будет работать, учась на курсах, чтобы как-то жить. Есть филологиня, актер, фотомодель, работник ТВ... У меня в мастерской три парня и четыре дамы. Теперь вот буду возиться с ними, читать их работы. Они мне интересны. Я хочу попытаться что-то новое, другое понять через них в жизни.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно