ЗАХВАТ российского самолета, выполнявшего чартерный рейс Стамбул - Москва, закончился трагедией. Во время штурма воздушного судна саудовским спецназом погибли наша соотечественница, 27-летняя стюардесса Юлия Фомина, турецкий гражданин Гюрсель Камбал и один из террористов. Можно ли было избежать жертв? Как в данной ситуации можно оценить действия штурмующих? На эти и другие вопросы наш военный обозреватель попросил ответить бывших и нынешних сотрудников Антитеррористического центра ФСБ России.
Как попало на борт оружие?
СЕЙЧАС пассажиры того злополучного рейса готовят иски о возмещении материального и морального ущерба, который им был нанесен в результате теракта. Они хотят получить деньги с авиакомпании "Пан-Украина", что продавала им авиабилеты, с "Внуковских авиалиний", чей самолет выполнял этот полет, с властей Саудовской Аравии, спецназ которой действовал, как слон в посудной лавке.
Специалисты по антитеррору подсказывают еще один адрес - администрация Стамбульского аэропорта. Возможно, именно с промашки службы наземного досмотра и началась эта трагедия. И хотя генеральный директор Управления гражданской авиации Турции Бильджетин Токер сейчас уверяет, что всего лишь два месяца назад эксперты из США провели проверку служб безопасности аэропорта и остались довольны, но от неприятного факта никуда не денешься. Если именно в Стамбуле чеченские террористы сумели пронести на борт авиалайнера холодное оружие, то и отвечать за последствия должны турки.
Моя невестка Елена в тот же день, но тремя часами раньше, вылетала на Ту-154 из Стамбула в Москву. Она рассказывает, что досматривали их перед вылетом очень поверхностно. А вообще, на чартерных рейсах из Турции, когда летят туристы и "челноки", часто царит такая неразбериха, что там в огромных сумках пулемет "Максим" провезти можно, а не только нож.
Впрочем, некоторые пассажиры утверждают, что тесак и топор террористы захватили уже на борту Ту-154, когда ворвались на кухню авиалайнера. А самый младший из воздушных пиратов был вооружен лишь маникюрными ножницами. После того как 12 ноября 2000 года террорист угнал самолет "Внуковских авиалиний" в Израиль, предварительно захватив три пистолета охранников дагестанского министра, сданных на хранение экипажу, сейчас любое огнестрельное оружие здесь под строгим запретом. Теперь, наверное, запретят кухонные ножи, топорики для разделки мяса, стеклянные бутылки, из которых легко можно сделать бандитские "розочки".
Но ведь так можно дойти до абсурда. Профессиональный диверсант из любого предмета может сделать грозное оружие. В подтверждение этого офицеры Антитеррористического центра ФСБ демонстрировали, что можно натворить, имея в руках обычную расческу или женскую заколку для волос.
Стрелять или не стрелять?
КОНЕЧНО, как писал Шота Руставели в "Витязе в тигровой шкуре", каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Поэтому действующие сотрудники спецслужб, с которыми мы смотрели по телевизору штурм российского самолета в Медине, были скупы на оценки действий саудовского спецназа. Отмечали лишь ненужную суету вокруг самолета, который окружило более 100 бойцов спецподразделений. Тем более что непосредственно в штурме участвовали лишь 28. Против троих слабо вооруженных террористов и это слишком много. Ведь любой из спецназовцев справился бы с одним инвалидом первой группы и двумя сопляками даже в одиночку.
В глаза бросалась и некоторая медлительность в действиях штурмующих. Они брали самолет более трех минут. Наша "Альфа" в таких случаях работает в два раза быстрее. И главное - скрытно и внезапно. Впрочем, спецподразделения Национальной гвардии Саудовской Аравии предназначены для защиты паломников, а не освобождения заложников в самолетах.
Куда более резок в оценках был Герой Советского Союза, бывший командир "Альфы", а сегодня ветеран, генерал Геннадий Зайцев. Он сравнил работу саудовского спецназа с нашествием стада слонов в посудную лавку. Во время беспорядочной стрельбы в тесном салоне самолета оказалось трое погибших. Когда в ноябре 1985 года точно так же непрофессионально египетские "коммандос" штурмовали на Мальте египетский "Боинг-737", из 97 пассажиров погиб 61 человек. У нашей "Альфы" подобных накладок никогда не было.
Например, в ноябре 1983 года в Тбилиси подчиненные Зайцева освобождали захваченный террористами самолет, при штурме не пострадал никто. А вот 20 сентября 1986 года, когда подобный случай произошел уже в Уфе, одного из вооруженных террористов пришлось пристрелить. Но заложники живы.
"Явно неоправданным" назвал массовое применение саудовским спецназом огнестрельного оружия против вооруженных лишь ножами и топориком террористов другой ветеран. Президент Ассоциации ветеранов подразделения "Альфа" Сергей Гончаров считает, что даже один неудачный выстрел мог бы превратить уже заправленный топливом самолет в горящую братскую могилу. Он уверен: если бы сработала "Альфа", жертв удалось бы избежать.