УЖЕ на следующей неделе станут известны имена очередных обладателей "Оскаров". А сегодня мир все еще полнится прогнозами. Угадать результаты на сто процентов не может никто. Но многое можно предвидеть по прецедентам, анализируя прокатный и фестивальный успех фильмов. Поэтому - рискнем.
11 "ОСКАРОВ", доставшихся историческому боевику "Бен Гур" в 1959 году, - рекорд, не превзойденный, но повторенный "Титаником", - и в этом году вряд ли будет побит. В нынешнем конкурсе нет безусловного лидера - хотя бы такого, какими были недавно "Английский пациент", "Влюбленный Шекспир" или "Красота по-американски", отхватившие львиную долю наград. Номинации на сей раз распределены достаточно равномерно между основными претендентами - фильмами "Гладиатор" (12 номинаций), "Крадущийся тигр, невидимый дракон" (10), а также "Траффик", "Эрин Брокович" и "Шоколад" (по 5). Который из них победит в главном соревновании - на звание "лучшего фильма года"? Вероятнее всего, "Гладиатор" Ридли Скотта. За ним стоит не только мощь спилберговской студии, но и респектабельность "античного" жанра: его всегда обожали в Голливуде. И разве современная Америка не напоминает по пресыщенности Древний Рим? И разве не пора воздать должное Ридли Скотту - создателю "Чужого", "Бегущего по лезвию бритвы", "Тельмы и Луизы"? Старше Спилберга на десять лет, этот живой классик до сих пор обойден "Оскарами".
Остановите Джулию
СЕРЬЕЗНЫМ конкурентом Скотту может стать годящийся ему в сыновья Стивен Содерберг. Этот вундеркинд сорвал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля еще в 1989 году, когда ему не было и тридцати и когда весь мир заговорил о его феноменальном дебюте "Секс, ложь и видео". С тех пор вундеркинд стал маститым профи и в этом году номинирован сразу по двум фильмам - "Эрин Брокович" и "Траффик". Правда, оба фильма Содерберга не ахти что: довольно плоские образчики голливудского соцреализма. В одном случае борются с разрушителями природы, в другом - с наркодилерами. В одном фильме борется Джулия Робертс, в другом - Майкл Дуглас. Тем не менее у Содерберга шанс велик - особенно в категории "лучший режиссер". Справедливости ради заметим, что "Траффик", особенно его мексиканская часть, сделан не без претензий на арткино.
Почти предрешена статуэтка для Джулии Робертс. Джулия идет к своей награде столь же энергично, если не сказать нахраписто, как ее героиня Эрин - к своей цели (недаром одну из статей об этом фильме назвали "Стремительные сиськи"). И наверняка дойдет. Вряд ли ее остановит на этом светлом пути француженка - "шоколадница" Жюльетт Бинош. Тем не менее "Шоколад" тоже должен быть хоть как-то отмечен: быть может, за сценарий?
Тигр подкрался
ЧТО касается мужской ярмарки тщеславия, на ней будут соперничать "гладиатор" Рассел Кроу, "изгой" Том Хэнкс и Эд Харрис в роли знаменитого художника Поллока. А также два вовсе уж экзотических персонажа: Джеффри Раш, сыгравший маркиза де Сада, и Хавьер Бардем, чей герой тоже реален - это кубинский поэт Рейнальдо Аренас ("Пока не наступит ночь"). Оба стали жертвами репрессий: эротического теоретика де Сада заклевали пуритане, гомосексуального практика Аренаса - режим Кастро.
Предсказать самого удачливого в этой великолепной пятерке, право, не берусь. Больше других было шансов у Рассела Кроу, пока он не спутался с Мег Райан и не развел ее с мужем. В Голливуде бывают нетерпимы к банальному адюльтеру.
Все карты может смешать "Крадущийся тигр, невидимый дракон" Энга Ли - волшебная сказка с причудливыми спецэффектами, не вполне компьютерными. Особенно здорово сняты погони: мужские и женские фигуры совершают умопомрачительные прыжки с крыши на крышу и буквально летают по воздуху с помощью специальной системы тросов. Это первый случай столь глобального успеха синоязычного фильма - то есть целиком снятого по-китайски. Его визуальная красота и поэтичность заставили даже ленивых американцев читать субтитры. И, представьте, они все поняли!
"Тигр" подкрался к "Оскару" на очень близкое расстояние и как минимум будет признан "лучшим фильмом на иностранном языке". Но картина Энга Ли выдвинута еще по нескольким самым престижным категориям, в том числе и как "лучший фильм". Эта победа стала бы настоящей революцией.