ЧТО год грядущий готовит политикам и президентам? И что президент готовит нам?
В НОВОМ году для Владимира Путина наконец станет очевидным, кто является его реальной политической базой. А социологи обнаружат тех, кто все это время был у них перед глазами, - "средних русских".
"Средние русские" - это не класс и не элита. "Средние русские" - по-настоящему средние. Они настороженно относятся ко всем и всему, что отличается от них самих, от их привычных взглядов и манеры поведения. "Средние русские" не терпят слишком умных и инициативных, они аплодируют В. Путину, когда тот "прижимает" олигархов и "мочит" чеченцев.
"Средние русские" - это огромная масса населения, президентом которого и является Владимир Владимирович. Это и хорошо, и плохо лично для него.
Хорошо, если президент хочет все оставить, как есть. Плохо, если он все-таки хочет двигаться вперед. Потому что "средние русские" не ждут ничего хорошего для себя от перемен и тех, от кого они исходят. Поэтому В. Путину придется искать союзников и способ их консолидации среди политической элиты и интеллигенции - мозговой и энергетической "закваски" реформ.
Вырастить, построить, посадить...
В НОВОМ году В. Путин будет вынужден заниматься реальными делами.
С момента инаугурации президентская власть была занята главным образом тремя проблемами: как отмежеваться от ельцинской эпохи, как построить "вертикаль" власти, как сохранить и приумножить рейтинг?
Практически все эти задачи были виртуальными. Соответственно, виртуальными были и важнейшие акции президента. Взять хотя бы утверждение нового "старого гимна" или многозначительный объезд бывших соратников по социалистическому лагерю.
Однако деятельный президент вряд ли сможет и дальше удовлетворяться символической политикой. В. Путину нужны реальные дела - он уже увидел, как при столкновении с жизнью виртуальность съеживается, словно лопнувший шар. Тогда имиджмейкеры оказываются лишними, и президенту приходится действовать самому, что называется, с открытым забралом. Трагедия подлодки "Курск" это особенно ярко показала.
Взявшись за "укрепление вертикали власти", президент сдвинул только один камень в нынешней конструкции государства.
Чтобы здание не рухнуло, придется для поддержания равновесия проводить еще и реформы партийной и избирательной системы, серьезно заниматься профсоюзами.
Но президенту невыгодно действовать по-ельцински, занимая подчеркнуто надпартийную позицию. Чем быстрее он поймет необходимость стать неформальным или формальным лидером одной из крупных партий, тем больше шансов, что в России наконец возникнет нормальная двух- или трехпартийная система.
Возможны перемены в карьере
ПРОИЗОЙДУТ структурные и кадровые перемены и в органах власти.
Наименее благоприятен прогноз для Совета Федерации. Скорее всего, он долго не проживет даже в обновленном виде.
С одной стороны, главы регионов, сменившие кресла сенаторов на членство в Госсовете, не удовлетворятся почетными регалиями. Они попробуют вернуть былые полномочия, убеждая президента наделить Госсовет властными функциями, аналогичными функциям германского бундесрата. С другой стороны, партии вроде "Яблока" и СПС будут продвигать идею прямых выборов членов Совета Федерации, как это сделано в США. Но поскольку наличие двух палат в парламенте, в каждую из которых депутаты выбираются непосредственно населением, выглядит явным излишеством, то "экономия" случится, скорее всего, именно за счет Совета Федерации.
Тот факт, что на носу очередные кадровые перемены, доказывает, в частности, резкое увеличение всякого рода инициатив московских политиков по урегулированию в Чечне. Сегодня выступить с предложениями по Чечне или по изменению Конституции - все равно что поднять плакат "Хочу на должность".
Но когда настанет время очередной смены правительства (а это случится, по-видимому, уже весной), то окажется, что "скамейка запасных" все-таки коротковата. Скорее всего, В. Путин хотел бы видеть во главе правительства человека вроде нынешнего секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова. Но такое предложение вряд ли выгодно самому Иванову. При действующем президенте правительство лишено хоть какой-то политической роли, а зачем секретарю Совбеза, фактически играющему роль вице-президента, становиться главным завхозом страны? Особенно в ситуации, когда падают цены на нефть, когда экономика не прошла еще фазу структурных преобразований, не завершена военная реформа и по-прежнему не решена проблема Чечни?
Так что главой правительства может стать человек проверенный, но из "второго эшелона", которого, как говорится, не жалко поставить на время и под конкретную задачу. Вполне возможно, что в таком раскладе наибольшие шансы у главы Счетной палаты Сергея Степашина, который уже имеет опыт премьерства.
Брось Гуся!
И, НАКОНЕЦ, В. Путин и олигархи. С одной стороны, понятно профессиональное стремление полковника-чекиста довести дело с В. Гусинским до логического конца. С другой стороны, президенту опасно опускаться до "персональных" конфликтов. Зачем поднимать "равноудаленных" до своего уровня?
И вдобавок, наверное, прав был Остап Бендер, когда кричал Паниковскому: "Брось гуся!" По всем признакам медиамагнату удалось привлечь на свою защиту влиятельное еврейское лобби в США. Очевидно, что финансовые возможности и международные связи этой структуры могут доставить неприятные неожиданности российской дипломатии и властям.
А впрочем, последнее предсказание В. Путин, похоже, уже просчитал. Даром, что ли, Владимир Владимирович на праздновании еврейского праздника Хануки назвал присутствующих "наш народ"?