Примерное время чтения: 7 минут
1321

Мы - потомки каннибалов?

В КОНЦЕ прошлого года в Европе прошла научная конференция, посвященная исследованиям в области происхождения и эволюции человека. Несмотря на то что генетика сделала здесь немало интересных открытий, ученые до сих пор не могут честно ответить на самый главный и определяющий вопрос: кто мы, от кого и каким образом произошли? Теория Дарвина небезупречна. Идея божественного творения или происхождения от инопланетной цивилизации больше похожа на сказку... Между тем еще в 70-е годы в СССР появилась одна любопытная теория, которую официальная наука не признает до сих пор. Ее автор - профессор Поршнев. Нынешние его последователи, поршневисты, убеждены, что в обществе до сих пор существует заговор замалчивания их идей. Ведь, согласно им, в своем становлении человечество прошло страшную стадию адельфофагии - поедания себе подобных. Но главное, считают они, именно каннибализм послужил толчком к эволюции мозга и появлению гомо сапиенс...

"Орудия труда"

БУДЕМ откровенны: человек не спешит честно заглянуть в свое прошлое. История у нас незыблема, теория эволюции - тоже. Но, называя себя сверхразумным существом и венцом природы, гомо сапиенс не замечает явных противоречий. Разумное существо не будет гадить в родном доме, а тем более ставить свою планету на грань экологической катастрофы. Более того, человек - единственное животное, которое практикует крупномасштабное и рационально не объяснимое истребление себе подобных. За всю историю - 14,5 тыс. войн при 4 млрд. убитых. Только человеку присуще абсурдное, нелогичное поведение. Почему? Вот что говорит по этому поводу концепция Поршнева.

Представим себе нашего далекого предка. В школе учат, что это была обезьяна, которая взяла палку и сбила банан. И стала разумной и трудолюбивой. Привязала к палке камень, научилась добывать огонь, убивать мамонта и жарить его мясо. Что ее толкнуло на этот подвиг, так и неясно. Зато археологи находят "орудия труда": отесанные камни, которые якобы доказывают разумность нашего предка...

Наука не отрицает, что высшие приматы (уже не обезьяны, но еще не люди - т. н. семейство троглодитид) питались падалью, трупами умерших или убитых животных. По теории Поршнева, сами они хищниками не были и очень дорожили своей нишей в биосфере: инстинкт запрещал им убивать кого-либо. "Троглодитиды ели в первую очередь мозг как самую калорийную пищу, для чего разбивали черепа и кости у трупов, оставленных хищниками, - говорит поршневист Борис Диденко. - Делали они это с помощью камней и постепенно достигли такого совершенства, что стали высокоэффективными раскалывателями и расчленителями кожных покровов. А чтобы легче было резать шкуры и отсекать мясо от костей, они научились изготовлять рубила - те самые отесанные камни, которые археологи принимают за орудия разумного труда". То есть орудия-то были, но использовались они совсем не для того, о чем мы думаем. Приматы изготавливали их чисто механически, на уровне инстинкта: били камнем о камень, как обезьяна бьет орехи.

Чудовища из своего круга

ПЕРЕЛОМ наступил 20-40 тыс. лет назад, в эру верхнего палеолита, когда в природе разразился очередной экологический кризис. Тогда наш предок был очень подвижным, легко приспосабливался к новым условиям. Питался и растениями, но предпочитал по-прежнему мясо... Новый кризис привел к дефициту мясной пищи, и приматы встали перед выбором: либо вымирать, либо нарушить тот самый спасительный принцип "не убей". Природа сама подсказала им выход: инстинкт не запрещал этим животным убивать представителей своего вида. Адельфофагия, "поедание собратьев", - известное в зоологии явление, оно практикуется и среди современных обезьян. Но только наши предки смогли превратить каннибализм в основной способ питания и сами стали хищниками, причем в первую очередь хищниками по отношению к себе подобным.

"Как это могло выглядеть? Просто одна часть популяции стала поедать другую, вести себя агрессивно по отношению к ней, - поясняет Диденко. - Возможно, они держали их где-то на подножном корму. Все эти мифы о лесных чудовищах, которые якобы приходят и забирают людей, - все оттуда... Еще один феномен - появление человеческой речи. Считается, что она возникла как средство коммуникации, общения. Ничего подобного. Поршнев доказал, что речь (так называемая вторая сигнальная система) служит способом подавления и торможения первой сигнальной системы - инстинктов, рефлексов. То есть с помощью звуков одни приматы воздействовали на других, держали их под контролем. Речь - это приказ или запрет на какие-то действия, что наблюдается и в современном языке". Становление речи породило и АБСУРДНОСТЬ нашего мышления. Когда одни стали вести себя агрессивно по отношению к другим, те испытали потрясение: они не были готовы к тому, что их убьют и съедят их же собратья. Как следствие - ощущение абсурда, нелепости.

Есть ли у нас будущее?

РАЗУМЕЕТСЯ, не все "поедаемые" желали мириться со своей участью. Страх перед ближним гнал приматов в дальние края - происходило глобальное расселение по всей территории Земли, начиная с Африки. Чем еще объяснить, что некоторые народности занесло в немыслимые климатические условия - на Крайний Север, например? Эти реликтовые народы - чукчи, индейцы - известны своей наивностью и доверчивостью. Видимо, они бежали первыми, потому и не научились противостоять агрессии.

Самое же удивительное, что страх перед себе подобными и привел человечество к эволюции. Становление рассудка происходило стремительно: кто не заботился о своей безопасности, выбывал из игры под названием жизнь - его просто съедали. У человеческого мозга быстро развивались лобные доли, отвечающие за рассудок и речь. Зато частично потерялись затылочные доли, где находятся зрительные центры: именно поэтому мы разучились видеть в темноте.

"Произошло расщепление самого биологического вида палеоантропов на хищных и нехищных, - продолжает Диденко. - Позже от нехищного - диффузного - вида отделилась еще одна ветвь, которая стала подражать первоубийцам и обслуживать их. Это так называемые суггесторы. Видовая принадлежность передается по наследству, и если ребенок рождается от "смешанного брака", ему очень трудно жить с противоречивой установкой: "убей - не убей", - это похоже на шизофрению. Его потомство будет нежизнеспособным: или бесплодным, или в психушку попадет, или просто умрет..."

Итак, по мнению последователей Поршнева, именно каннибализм положил начало всему злу нашей цивилизации. Взаимопоедание переросло во взаимоистребление. Сначала была охота за головами соседнего племени, затем - крестовые походы, революции, бесконечные войны и преступность. И поныне, утверждают поршневисты, люди делятся на четыре биологических вида. Из них два хищных: суперанималы (потомки первоубийц) и суггесторы (подражатели-манипуляторы). И два нехищных: упомянутый диффузный вид (основная масса, народ) и неоантропы (существа с повышенным уровнем нравственности). Хищники дерутся за власть и воюют друг с другом, используя при этом народ. А неоантропы двигают цивилизацию вперед, по пути духовного развития. Поскольку считается, что их число в ХХ веке возросло, у человечества есть будущее.

Р. S. Мы обратились за комментарием в Институт этнологии и антропологии РАН. "Да, каннибализм имел место во всей эволюции человека, на каждой стадии, это доказывается раскопками, - говорит профессор, кандидат биологических наук Александр Зубов. - И падалью питались в свое время. Но каннибализм не был основополагающим, не играл большой роли. Для эволюции достаточно других факторов: конкуренции, группового поведения. В антропологии сейчас теорию Поршнева не вспоминают, все это идет как-то сбоку науки".

Аналогичное мнение высказали и на биофаке МГУ: "Никогда всерьез не воспринимали. Считаем, что в газете об этом и писать не нужно. Зачем?"

Любопытно, что ученые не могут толком объяснить, где же теория Поршнева дает "трещину". Вся аргументация сводится к одному: "Бред!" "Однозначно: заговор!" - считают поршневисты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно