Примерное время чтения: 4 минуты
146

Зачем нужны министры-политики

Почему недавние назначения в правительстве В. Путин назвал "политическими"? Разъясните, что нового в кадровой политике Кремля?

В. Бугров, Ижевск

САМ ПРЕЗИДЕНТ объяснил, например, новое назначение С. Иванова желанием ускорить военную реформу. В свое время сделать министром обороны человека без погон, да к тому же в юбке - покойную Г. Старовойтову - думал еще Б. Ельцин. Но на фоне тогдашней политической нестабильности и собственного низкого рейтинга президент так и не решился разворошить "арбатский муравейник". Ельцинские министры-силовики остались генералами, хоть и с "политическим подтекстом". Когда надо было стращать красную оппозицию, Минобороны возглавил десантник П. Грачев. Когда пришла пора показать Западу, что наши ракеты не разучились летать, министром стал "стратег" И. Сергеев. И вот теперь его место занял экс-чекист С. Иванов. Его основная миссия - сделать так, чтобы генералов-дармоедов стало меньше, а порядка в армейских финансах и управлении войсками - больше.

То же с назначением гражданского министра внутренних дел Б. Грызлова. Всем, включая президента, надоели разговоры о повальной милицейской коррупции, о рэкетирах и бандитах в погонах. Видимо, понадобились именно политическая воля, свежий взгляд непрофессионала, помноженные на репутацию "человека Путина" и поддержку "родной" Думы, чтобы попытаться сделать МВД тем, чем оно должно быть - оплотом правопорядка.

Со стороны виднее

ЧЕМ же отличается "просто министр" от министра политического? Первый печется прежде всего об интересах своего министерства и тянет на него бюджетное одеяло. Второму заведомо ближе интересы государства. Он не зацикливается на рутине, на мелочах. Для "смазывания рабочих узлов" ведомственного механизма существуют заместители-профессионалы. Дело министра-политика - проводить на своем участке линию президента, решать глобальные задачи. Это возможно именно благодаря тому, что министр-политик не связан с подчиненными клановыми узами и профессиональными предрассудками. У него свободны руки, например, для болезненной, но назревшей кадровой зачистки. Такой министр подобен внешнему управляющему на убыточном предприятии. Эффективно управлять ему позволяет именно отсутствие общего прошлого с вверенным трудовым коллективом.

Правда, есть опасения, что силовые ведомства отторгнут чужаков, начнут по-тихому саботировать приказы "этих штатских". Мы спросили об этом А. Мурашева - физика по образованию, которого в 1991 г. мэр Г. Попов назначил начальником ГУВД Москвы. По словам Аркадия Николаевича, особых проблем с подчиненными он тогда не испытывал: "После первой довольно резкой реакции отношения с ними быстро нормализовались. В армии или милиции существует единоначалие, и начальник есть начальник - не важно, с погонами он или нет".

Диплом - не главное

НЕКОТОРЫЕ политики увидели за переменами в правительстве далеко идущие планы. По мнению одного из лидеров Народно-патриотического союза Александра Проханова, "президент не случайно закрепляет свое влияние в силовом блоке. Это гарантирует ему свободу будущих маневров - будут ли это маневры с разгоном ельцинской элиты, или, наоборот, с установлением еще большей антинародной диктатуры".

Впрочем, как показывает мировая практика, политические назначения приняты в большинстве демократических стран. "Министры почти везде являются выдвиженцами той или иной партии, - говорит директор Центра политических технологий Игорь Бунин. - Так происходит в Англии, Германии, Франции, но особенно это заметно в США. Пришли к власти республиканцы и расставили своих людей на ключевые посты. Происходит одновременная смена тысяч чиновников". При политическом назначении образование и профессиональные навыки кандидата не имеют решающего значения. Например, новый госсекретарь США (по-нашему, министр иностранных дел) К. Пауэлл - не карьерный дипломат, а армейский генерал. Видимо, президент Дж. Буш счел, что для проведения агрессивной внешней политики это как раз идеальный случай.

У нашей страны тоже есть опыт политназначений. М. Горбачев в свое время сделал партаппаратчика Э. Шеварднадзе министром иностранных дел, а инженера-строителя по первой профессии В. Бакатина - сначала главой МВД СССР, а потом - председателем КГБ СССР. Б. Ельцин поставил руководить МИДом разведчика-востоковеда, но не дипломата Е. Примакова. Но если раньше политические назначения были исключениями из правила, то при В. Путине они, похоже, становятся нормой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно