ДОЖДАЛИСЬ. Наконец телезрители перестали путаться в переходах энтэвэшников на ТВ-6, тэвэшестников на НТВ, надоели и поэтому затихли идеологические споры про предателей и настоящих парней. Татьяна Миткова вернулась в эфир четвертого канала, Светлана Сорокина отнесла трудовую книжку на канал шестой... Зрители уселись на продавленные диваны возле телевизоров. Синхронно заклацали пультами, как шахтеры касками. Ну и?..
С кнопки на кнопку
ИСКРЕННЕ радует, что в пылу переделов телесобственности не сгорели киселевские "Итоги", а, наоборот, эдакой скачущей (время показа постоянно меняется) птицей феникс возродились из пепла на ТВ-6. У ведущего и фон в студии оранжевый - как бы отсветы мятежного пламени. Киселевская программа пытается соответствовать заявке "общественно-политические ИТОГИ недели". Удивляться нечему, Киселев - крепкий профессионал. И анализировать с ним события недели ностальгически приятно, конечно, когда он не говорит часами о душении свободы слова, задерживая художественный фильм, и не приглашает каждую неделю одних и тех же (говорят, у одного из них даже свои тапочки студийные есть). Затянутость отдельных сюжетов, окрепшее в боях "эканье" и загадочных гостей образца "всем известного политолога Алексея Кара-Мурзы, старшего брата Владимира Кара-Мурзы", прощаешь, как только переключаешься на другие каналы и отслеживаешь, как анализируют события недели киселевские "коллеги по цеху".
Алексей Пушков в субботнем "Постскриптуме" на ТВЦ, похоже, никак не может разрулиться в обилии тем, сюжетов и комментариев, кропотливо (действительно кропотливо!) собранных к эфиру его съемочной группой. Тема - будь то закон об отмывании денег или назначение Черномырдина "смотрящим" по Украине - поднимается, повисает в воздухе и беспомощно дрыгает там ногами. Один из известных политологов охарактеризовал "Постскриптум" едко, но метко: "Кроме политкорректности, никаких достоинств у программы нет. А она сама по себе, как девственность у 70-летней старушки, достойна уважения, но никому не нужна". Вроде бы какой-то калейдоскоп недельных событий, вроде бы целых 40 минут, вроде бы ведущий улыбается открыто и со значением, а в голове ничего не откладывается. "Зеркало"-2001 Николая Сванидзе на РТР тоже о-о-очень специфично. Николай Карлович регулярно подчеркивает "субъективность" своего взгляда, излагаемого в каждом из выпусков, но специфическая избирательность "обзираемых" событий, увы, ничем не компенсируется. Драматический надрыв на лице ведущего совсем не сочетается с вялыми сюжетами о распространении СПИДа по Уралу, например, или с пресной дискуссией между Немцовым и Гайдаром. И даже "беспроигрышные" темы антисемитизма или терроризма (вот где, казалось бы, разгореться острой дискуссии) все равно не достигают достойного Сванидзе эмоционального накала.
Последний в эфире, первый в рейтинге
ПОЗНЕРОВСКИЕ "Времена" на ОРТ - самая последняя (в смысле - в воскресенье почти ночью) аналитическая программа "за нашу с вами жизнь". И - самая первая по части "развернутости к зрителю".
Известный политолог Сатаров еще три года назад сказал: "Вот увидите, кто первым из наших политобозревателей вырвется за пределы Садового кольца и начнет атаку на политиков, заручившись интересами народа, мгновенно оставит позади всех конкурентов, рассуждающих о событиях строго внутри кремлевской тусовки".
Познер - вырвался. Он не давит на зрителей, не отнимает микрофоны у спорящих с ним гостей, не превращается в самого главного героя своей собственной программы - и четко добивается поставленных целей. А именно - максимально "обнажить" ньюсмейкеров (попросту - героев) недели с помощью "простых до примитивизма" (с точки зрения телевизионщиков), но таких важных для телезрителей вопросов: насколько возрастет плата за коммунальные услуги, как очередная правительственная реформа изменит жизнь конкретного Иван Иваныча и др. Познер не боится повторить вопрос дважды или даже трижды, если ответ был маловразумительным, - в минус гладкости сюжета, но в плюс интересам телезрителя. Если он не верит в реальность басаевского видеомонолога, он так и говорит Ястржембскому, а не хмурит многозначительно брови, боясь показаться малоосведомленным. Это, кстати, главная проблема наших политобозревателей - они ведут малопонятные беседы, обрывают интервью и не задают тривиальных вопросов, чтобы, не дай Бог, не выглядеть простаками.
Что не очень удачно? Часто темы во "Временах" слишком рано и по живому обрубаются. Загадочна роль соведущей Жанны Агалаковой. Затягиваются авторские монологи.
Кстати, сам Владимир Познер смотрит свои воскресные "Времена" вместе с москвичами, в домашнем кресле и прихлебывая горячий чай (???). Нет, эфир действительно прямой, просто снимается днем, чтобы достаться свежим, как мятная жвачка, Дальнему Востоку...