Примерное время чтения: 6 минут
991

"Что? Где? Когда?" в черном ящике

ВЕЧЕРОМ 2 июня зрители телеканала ОРТ были изрядно удивлены. В прямом эфире передачи "Что? Где? Когда?" разгорелся откровенный скандал. Ведущий повел себя по отношению к игрокам бестактно. Они в долгу не остались и отчетливо показали, что о нем думают. Стоило ли телегруппе и игрокам так подрывать репутацию передачи? Ведь все они заинтересованы в ее процветании - как говорится, плывут в одной лодке.

НО МНОГОЧИСЛЕННЫЕ игроки "Что? Где? Когда?" (по всему миру их уже десятки тысяч) давно знают, что лодки у телевидения и игроков, по сути спортсменов, - разные. И, к сожалению, уже несколько месяцев они расплываются в разные стороны.

Знатоки, пришедшие 13 марта в Нескучный сад, чтобы попрощаться с умершим Владимиром Ворошиловым, испытали большое потрясение. Им сообщили, что телекомпания "Игра", президентом которой был покойный, в порядке защиты своих авторских прав запрещает до 1 октября с. г. проводить что бы то ни было под названиями "Что? Где? Когда?" и "Брэйн-ринг".

Давайте разберемся.

Название "Брэйн-ринг" ("БР") придумал в 1989-м - для готовившегося тогда совершенно независимо от телевидения большого соревнования - тогдашний глава днепропетровского клуба знатоков Борис Бородин. Правда, он не отказал Ворошилову в возможности воспользоваться этим названием для новой телеигры, начавшейся в 1990-м. Так что в данном случае защищать "Игре" нечего. Кстати, сам Бородин, узнав о странном запрете, подтвердил, что вовсе не намерен ограничивать использование названия в любых спортивных турнирах.

С названием же "Что? Где? Когда?" ("ЧГК") дело обстоит еще удивительнее. Придумал его сам Владимир Яковлевич. Но соответствующий товарный знак зарегистрировал не на свое имя. И не на созданную им телекомпанию. По его желанию этот знак принадлежит созданной в 1989-м Международной ассоциации клубов "Что? Где? Когда?" (МАК).

ПРАВДА, в правление МАК входят и руководители "Игры". Президентом и фирмы, и ассоциации был Ворошилов. Вице-президентами - его жена, главный редактор всех передач телекомпании "Игра" Наталья Стеценко, ведущий "БР" Андрей Козлов, а также не работающий в фирме "Игра" Александр Друзь.

Но в любом случае распоряжаться товарным знаком "Что? Где? Когда?" телекомпания не может. Поэтому игроки всего мира восприняли странное заявление "Игры" как проявление нервного потрясения, обрушившегося со смертью Владимира Яковлевича на всех, кто в течение многих лет испытывал на себе мощное влияние его яркой личности.

Суд или дело

РАССМОТРЕНИЕ дела в суде - вроде бы вполне цивилизованный способ решения любых разногласий.

Если бы каким-то чудом "Игра" победила, победа неизбежно оказалась бы пирровой. Игрокам, конечно, пришлось бы менять названия своих турниров. Но что совершенно несомненно - практически никто из серьезных игроков не захотел бы иметь дела с людьми, готовыми подорвать всемирное движение. А без притока свежих сил передача неизбежно и быстро выродилась бы.

Владимир Яковлевич, несомненно, все это понимал. Возможно, именно поэтому он отдал права на товарный знак самим игрокам и тем самым защитил их от неумеренного рвения соратников. А в последние годы время от времени ходил слух, что Наталья Ивановна хочет каким-то образом ограничить самодеятельность игроков, но супруг этого ей не позволяет. Судя по тому, с какой скоростью после смерти Ворошилова появился роковой запрет, планы такого рода в компании, похоже, обсуждались.

"Гробы" и "свечки"

О ВЫРОЖДЕНИИ телеигры говорят уже давно. Но неукротимый Ворошилов каждый раз, когда зрителям приедалось созданное им зрелище, находил какие-то неожиданные повороты. То превращал легендарный волчок в рулетку казино, то вводил "игровое бессмертие", то угрожал вовсе закрыть "ЧГК", если игроки окажутся недостойны его планов...

Вот и история "Брэйн-ринга" обросла множеством мрачных чудес. Засчитывание неверных ответов и незасчитывание ответов правильных. Часто обсуждаемое самими игроками несрабатывание кнопки на одном из столов при задавании заведомо простого вопроса...

"ЧГК" тоже постепенно обрастает странностями. На каждой передаче припасено 2-3 "гроба" - то есть вопроса, на которые ответить за минуту не сможет и Господь Бог. Есть и парочка "свечек" - вопросов, уже заданных в каком-нибудь крупном турнире и известных поэтому любому знатоку: спортсмены давно создали официальную мощную сеть обмена засвеченными вопросами. Найдется и несколько двойных ответов (так называемых дуалей) - с их помощью можно в зависимости от текущего счета помочь как игрокам, так и зрителям. Так что классических вопросов, с которых начиналась передача, осталось мало. Не зря говорят, что цель ведущего - счет 6:5, и все равно, в чью пользу.

Ворошилов своим обаянием и жестким напором прикрывал от публики натяжки и неизбежные при этом ошибки. Козлову это удавалось хуже. Поэтому, возможно, "БР" сейчас и не появляется на экране: старая форма явно выродилась, а новую "Игра" все никак не найдет.

Вдобавок спортивные команды стали слишком сильны. Хорошая команда участвует за сезон в добром десятке турниров, отвечает чуть ли не на тысячу зачетных вопросов, не говоря уж о тренировочных. С большинством вопросов т акая команда справляется прямо по ходу их чтения. Вопросы же, достаточно сложные для команды, по другую сторону экрана зачастую просто не воспринимаются. Так что зритель теряет главное - соучастие в решении, сопереживание команде.

Посмертная ревность

ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ Ворошилов был женат на Наталье Ивановне Стеценко много лет. Но несколько лет назад между ними что-то произошло. Почему - неведомо. Сосуществование ярких творческих личностей всегда изобилует сложностями.

Но деловое сотрудничество продолжалось - блистательный генератор идей и педантичный организатор всегда нуждались друг в друге. А вести дела, будучи связанными хотя бы формально, оказалось легче.

Между тем в личной жизни В. Ворошилова произошли изменения. И к моменту смерти он уже три года был счастливым отцом. Так что сейчас его немалое наследство принадлежит в равных долях его матери, официальной супруге и официально признанной дочери.

Кстати, ни мать Владимира Яковлевича, ни мать и законная представительница интересов его дочери пока вовсе не высказывали поддержки претензиям "Игры" к спортивным играм.

А она - "Игра" - за долгие годы активного сотрудничества со множеством спонсоров заработала немало. Судя по всему, все три наследницы материально обеспечены. Дальнейшее существование телеигр (а тем более спорта) для их благополучия не обязательно.

От редакции

Давно ходят слухи, что в хозяйстве безвременно ушедшего В. Ворошилова не все было гладко.

В редакцию пришел некто, просивший не называть его и представлявший группу знатоков всего СНГ.

"АиФ" решил опубликовать наиболее безобидную часть его рассказа. Пусть читатели сами сделают выводы. А мы готовы предоставить слово и противоположной стороне.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно