Примерное время чтения: 6 минут
350

"Карла Маркса" прикончили второй гранатой

Корреспондент еженедельника "Аргументы и факты" Владимир СВАРЦЕВИЧ участвовал в спецоперации сверхсекретного подразделения ФСБ "Вымпел".

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ время в результате операций, проведенных спецподразделениями ФСБ, МО и МВД, уничтожены многие полевые командиры. Но по-прежнему в "бегах" некоронованные короли терроризма в Чечне: Патлатый, Одноногий, Ушастый, Паломник. Такие клички дали российские спецслужбы Хаттабу, Басаеву, Масхадову, Гелаеву.

ИОРДАНЕЦ Абу Умар, прозванный чеченскими боевиками Карлом Марксом за свой внешний вид, отстреливался из погреба сквозь дыру в бетонном блоке. В горячке боя один из офицеров "поймал" в свой бронежилет пять пуль: две пробили плечо и шею (слава Богу, чекист остался жив).

Но крышку схрона, где террорист держал оборону, кто-то забил корабельными, двадцатисантиметровыми гвоздями. Ломом доски с трудом сорвали. В подвал полетела граната. Когда рассеялся дым, в свете карманного фонарика спецназовцы увидели кисть руки, висевшую на гвозде. Видимо, Абу Умар хотел выбросить гранату. Но снизу по-прежнему стучал автомат. Только вторая "лимонка" навеки успокоила прыть лучшего друга Хаттаба и Басаева.

"Карл Маркс" прокололся на горных ботинках, которые оставил на пороге дома, где устраивался на ночлег. Дорогую обувку унюхал хвостатый спецназовец, трехгодовалый "немец" по кличке Чен. Он и привел группу захвата к тайнику, где прятался террорист. Собакам, конечно, орденов не дают, но Чен личной отвагой заслужил именной ошейник и пожизненное довольствие в ФСБ России.

"Светлячок" на минарете

СПЕЦОПЕРАЦИЯ - мероприятие чрезвычайно опасное. Любой "адрес" - дом, подвал, окно и даже собачья будка - может превратиться в огневую точку.

Несмотря на утро, жара стоит страшная: на градуснике 44 в тени, на солнце подскакивает до 60. Через пять минут камуфляж под бронежилетом превращается в липкое подобие половой тряпки.

На время операции в спецподразделении "Вымпел" нет скидок на должности и звания: любая боевая единица - от прапорщика до полковника - не гнушается никакой работы, будь то проверка сортира или обследование помойной ямы миноискателем.

К концу дня уставшие офицеры расстроены - опять выпала "пустышка". Несмотря на завесу секретности, очень часто подробности предстоящей операции просто утекают к боевикам. А вот где завелась "крыса": на базе в Ханкале, в структурах власти в Грозном - одному Богу известно.

Накануне предстоящей спецоперации ночью приходят "уши" разведки - специалисты радиоэлектронной борьбы. Они-то и говорят, что вражеский радиоэфир гудит, как растревоженный улей: десятки корреспондентов (радиостанций боевиков) оживленно обменивались деталями предстоящей операции федералов.

Одно время с равнины в горы боевики наладили голубиную почту: кожаные мешочки с информацией привязывались к лапке "сизаря". Но крылатых почтарей часто сбивали живые "стингеры" - орлы и соколы. В пособничестве боевикам "засветился" один священнослужитель. Однажды ночью неизвестный с минарета мечети с помощью фонарика и азбуки Морзе передавал информацию лично для Басаева. Световой телеграф вырубил меткий выстрел снайпера. Как потом выяснилось, немолодой мулла еще в советское время служил на Тихом океане сигнальщиком.

Однажды офицеры одного из армейских батальонов просто обалдели от наглости чеченских боевиков, когда командира батальона в открытом эфире лично Аслан Масхадов поздравил с днем рождения дочери. Только после служебной "разборки" выяснилось, что источником информации для боевиков стал пустопорожний треп по рации с другом.

Фугасы в люльке

СЛЕДУЮЩИЙ боевой выход - рано утром. Тихо, на малой скорости бронегруппа втягивается в спящее село. "Закованные" в бронежилеты, словно фантастические тени, спецназовцы окружают громадное чеченское поместье. Двое в коротком броске перемахивают через трехметровые каслинского литья ворота.

Вдруг один из спецназовцев едва не вскрикнул: возле ворот словно нарочно стоит детская люлька. Спецназовцы хватают кроватку-самоделку, чтобы переставить ее в безопасное место... и тут же сгибаются под тяжестью "ребенка": в люльке под пеленкой лежат 122-мм артиллерийские снаряды-фугасы, мотки с проводом, детонаторы, радиоуправляемые устройства. Все готово к установке. Осталось только под видом младенца развезти фугасы по нужным адресам.

Значит, агентурный источник не обманул - именно в этом доме остановились на ночлег ваххабиты-террористы. Взяли их тепленькими в одной из многочисленных комнат особняка. Резкий свет в глаза, наручники на запястьях - от сна саперы-любители очухались только в чреве бронетранспортера. Вся операция продолжалась не более получаса.

В атаке - женский "психбат"

БЛИЖЕ к вечеру на очередном "адресе" "Вымпел" подвергается нападению женского "психбатальона". На защиту любого мужчины, подозреваемого в пособничестве боевикам, грудью встают десятки женщин. Развернутой цепью они "атакуют" военных. Сначала под тихий плач, затем с истерическим визгом пытаются вцепиться в оружие, повисают на нем. Любая женская психоперация заканчивается отборной матерщиной на русском языке в адрес Кремля и президента.

Бронетранспортеры и военнослужащих женщины засыпают градом камней и железок, которые они прячут под юбками. Затем, словно камикадзе, ложатся на дорогу перед бронетранспортером. Военные деликатно пытаются на руках вынести женщин с дороги на обочину. Те в свою очередь выталкивают под броню своих детей. Иногда военные стреляют в воздух, чтобы отогнать толпу, или применяют спецсредства - слезоточивый газ. Мужчины стоят в стороне молча. Они прекрасно знают, что женщин солдаты не тронут.

Женские атаки на русских солдат в Чечне - хорошо спланированная и оплачиваемая боевиками психологическая операция. За десять минут истерики бабушка и внучка зарабатывают по 10 долл.

Ветераны обеих чеченских войн хорошо знают опасность женских атак. Однажды в подобной толпе солдат-контрактник, пытавшийся успокоить женщин, получил удар ножом в бок. Трагедией обернулась оплошность другого бойца. Обычно перед операцией боекомплект равномерно распределяется в армейский жилет-разгрузку. Одна из чеченок, увидев торчащее из разгрузки кольцо гранаты, бросилась к бойцу. Одной рукой женщина обняла солдата за шею, другой выдернула чеку. Последнее, что услышал в своей жизни солдат, - женский крик: "Аллах акбар!".

Через секунду безусый лейтенант, прижав к груди разорванное взрывом тело бойца и дико закричав, выпустил в воздух поверх женских голов автоматную очередь до упора. Женщины бросились врассыпную. Они поняли, что через секунду-другую им тоже не будет пощады...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно