20 МАРТА на поясе от халата повесился 13-летний Алеша. Через три дня затянул петлю на шее 14-летний Женя. 26 апреля то же самое повторилось с его ровесницей и подругой Ксенией.
ПОСЛЕ третьего за месяц детского самоубийства правоохранительные органы города Кстова Нижегородской области начали расследование. И только начали проверку - 12 мая с крыши многоэтажки бросился еще один подросток, Сережа. Его самый близкий друг пытался расследовать "дело" о загадочных самоубийствах. Но 15 июля он и его приятель Илья сами пополнили этот черный список. Пацаны прыгнули в одних джинсах, оставив на крыше одежду, обувь и одинаковые предсмертные записки с подробными сведениями о себе. И лишь в одной из них было указано: "Читайте все в моем дневнике".
Дата смерти
ИМЕННО дневники стали основой для версий следствия. Повторяются некоторые записи, например: "Я готов к смерти", и число - дата предполагаемого самоубийства. Как правило, совпадающая с днем реальной гибели.
Могли ли подростки входить в какую-то секту? Следствие сначала прорабатывало такую версию. В деле фигурирует металлическая печатка с символами и надписью: "Аллах акбар", которая переходила у подростков из рук в руки. Но Кстово - город маленький, многие друг друга знают, и существование секты не могло бы долго быть тайной. Да и родители погибших подростков ничего религиозного в них не замечали. Как не видели и многих других странностей. Например, лишь после смерти Ильи, когда родственники искали фото для надгробия, выяснилось, что на всех изображениях Илья чем-то острым стер свое лицо.
И все же была одна страсть, захватившая всех этих детей. Это компьютерная игра "Final Fantasy". Последние полгода они посещали один и тот же компьютерный салон. И вот еще одна странность: хозяин салона бесследно исчез 2 месяца назад.
Название игры переводится как "Последняя фантазия". Ее суть - борьба "добра со злом". Это японская игрушка с множеством версий. В ней есть магический перстень и персонаж по имени Монах, который после огромного количества туров назначает герою дату его смерти. Такие "даты" и были у ребят в их записях. Жил в их дневниках и реальный "Монах". Но кто им был на самом деле?
Последняя фантазия
РЕБЯТА были словно кем-то зомбированы. Но кем и для чего? Психологи и социологи попытаются выяснить, мог ли кто-то (или что-то) воздействовать на психику детей. "Вы только посмотрите на названия игр, которые мы изъяли: "Дьявол", "Проклятие", "Кровная месть". В них играли погибшие подростки и играют еще сотни ребят. Кто даст гарантию, что подобные самоубийства не повторятся?" - говорит помощник прокурора Русин.
Несмотря на то что дело возбуждено по статье о доведении до самоубийства, следствие всерьез не связывает между собой все 6 случаев и не говорит о конкретном подозреваемом лице. Есть мнение, что большинство из них - не более чем реакция на информацию, в том числе в прессе, о предыдущих суицидах. "Психологи называют это имитацией, или подражательством, - говорит Елена Балеева, руководитель нижегородского регионального отделения Российской ассоциации экстренной психологической помощи. - Чем больше смакуются подробности, тем сильнее волна последующих суицидов".
На самом деле эта история ужасающа лишь потому, что друг за другом совершили самоубийство шесть подростков. В то же время по всей стране при загадочных обстоятельствах сводят счеты с жизнью тысячи человек. Уже давно ходят слухи о секретных лабораториях, зомбирующих людей для своих целей, о психотронном оружии и психокодировании. Скажете, это чушь? Возможно. Так же, как и одно из многочисленных предположений жителей Кстова, что некоему черному магу, живущему в доме, откуда спрыгнули подростки, были нужны "астральные" тела детей для энергетической подпитки.
Следствие идет полным ходом и пока не разглашает сведения о подозреваемых.
Но недавно в соседнем городе Павлове два подростка повесились на одной перекладине турника...
Комментарий специалиста
Андрей БОЧАРСКИЙ, психолог:
- Влияние компьютерных игр на психику еще не до конца изучено. Но, по некоторым исследованиям, они ведут к тому, что, играя, подросток все больше уходит в виртуальную реальность, которая становится ему ближе, а обычная жизнь кажется чужой и опасной. От такого противоречия в сознании игрока повышается уровень тревожности. Он сравнивает себя с компьютерным героем, глазами которого и смотрит на мир, поэтому выход из виртуальной реальности мучает его. Тревога растет и может перейти в форму устойчивой депрессии.
А в данном конкретном случае речь не может идти только о влиянии компьютерных игр. Очень похоже на воздействие со стороны лидера, осуществляющего свои темные идеи на детях. Внимательными должны быть родители, следить за тем, во что ребенок играет, с кем общается.