4 ОКТЯБРЯ над Черным морем взорвался самолет Ту-154. Помочь точно определить причины аварии могла бы расшифровка "черных ящиков". Этим занимается лаборатория Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
МАЛЕНЬКИЙ самолет летит в голубом небе. Внизу - горы, заросшие лесом. Внезапно что-то происходит. Голос командира: "Б..., вы что! Скорость! Нужно! Добавь!" Нос самолета задирается вверх. Голос члена экипажа: "Стоп, стоп! Куда, куда?!" Командир: "Выводим". Штурман: "Тише, тише..." Второй пилот: "Давайте вправо!" Член экипажа (страшный крик): "Эх, все, п...ц!!!" Кто-то из экипажа: "Взлетный режим!.." Запись обрывается. Самолет сваливается в штопор. Трагедия неизбежна...
Собственно, трагедия уже произошла: Ту-154 разбился в июле под Иркутском. Динамики надрываются голосами людей, которых давно нет в живых. Катастрофа воссоздана на компьютере. Теперь уже известно, что самолет потерпел крушение из-за ошибки экипажа. После выпуска шасси скорость была сброшена на 10-15 км/ч ниже рекомендованной и... Штурвал резко на себя. Но уже слишком поздно.
Стены слышат
В 1960 ГОДУ после крупной авиакатастрофы под Казанью ЦК партии обязал авиаторов внедрить бортовые аварийные самописцы. В то время в моду входила кибернетическая "теория черного ящика", отсюда и название. Я увидел две "кастрюли" ярко-оранжевого цвета, в одной из которых была закреплена черная коробочка. Оказалось, что "кастрюли" - это защитная оболочка, а коробочка - записывающее устройство с магнитной лентой. Таких на каждом самолете три. Два записывают показатели бортовых систем. Речевой самописец фиксирует каждое слово в кабине. Правда, на пленке остаются только последние 30 минут.
Когда-то "черные ящики" могли записывать не более 12 технических параметров. Сейчас - до 1000. Последнее слово науки и техники - твердотельные самописцы. Начинка их похожа на компьютерную дискету. Правда, пока существуют только экспериментальные модели на новых самолетах Ил-96, Ту-204.
"Раньше технику для анализа звукозаписи мы покупали в Бельгии, - рассказывает специалист МАК Альфред Белан. - Для каждой операции нужен был отдельный "чемодан" внушительных размеров. Теперь у нас есть отечественная программа, мы разработали ее совместно с питерским центром речевых технологий. Большинство операций уместилось в один компьютер. Так что мы - одни из лучших в мире".
Но даже такая чудо-техника еще не все.
Правдивый и свободный
ПИЛОТ: "5, 4, 3..." Сильный шум, треск, еще какие-то голоса... Ил-76 совершает аварийную посадку. У самолета не вышло одно шасси. "Слышишь? - кивает Белан. - Это они с наземным диспетчером переговариваются". Честно говоря, я ничего не слышу. Невозможно разобрать ни одного слова. Пилот снова считает: "220, 180..." Шум, рев. Голоса ускоряются, датчики зашкаливают, мечутся кривые на экране. Белан: "Ага, вот здесь, слышишь? Касание взлетной полосы".
Это одна из самых понятных пленок из тех, с которыми приходится работать. С каждым отдельным фрагментом выполняют по 7-8 операций, применяют различные виды фильтрации. Все не так просто. Убираешь шумы - становятся слышны одни звуки, зато другие теряются. Нужно с точностью до секунды установить, когда слово было произнесено, учесть малейший посторонний шум. После расшифровки речевую запись совмещают с показаниями работы бортовых систем. Затем на компьютере моделируют точную картину катастрофы.
Рассказывают, что еще в советские времена одному заслуженному пилоту пришлось экстренно сажать Ту-134 с пассажирами на брюхо. Когда включили самописец, выяснилось, что все переговоры экипажа в последние 10 минут полета на 80% были матерщиной. Командир отдавал команды матом, экипаж тем же манером докладывал о выполнении. Но делать нечего - составили посекундную распечатку, синхронизировали с показаниями "черного ящика"... и вынесли командиру корабля благодарность за грамотные действия в нештатной ситуации.
22.03.94, рейс Москва - Гонконг. В кабине находится посторонняя: дочь командира корабля Яна.
Командир: Ну, Яна, будешь пилотировать?
Яна (сидит в кресле командира корабля): Нет.
Командир: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!..
Яна: Пап, а это можно крутить?
Входит сын командира корабля Эльдар. Яна покидает кресло. Эльдар садится.
Эльдар: Это крутить можно?
Командир: Да. Если крутить влево, куда самолет пойдет?
Эльдар: Влево!
Командир: Поворачивай! Влево крути!
Эльдар: Здорово!
Проходит несколько минут.
Эльдар: А чего это он поворачивается?
Командир: Сам поворачивается? Держи штурвал!
Пилот: Скорость!
Командир: Влево крути! Влево! Вправо! Влево! Земля вот! Эльдар, выходи! Вылезай, Эльдар! Выходи! Выходи, говорю! Полный газ!
Пилот: Дал газ!
Командир: Полный газ!
Пилот: Дал!
Командир: Газ полный!
Пилот: Скорость большая очень!
Командир: Так! Выходим! Потихо-о-о-нечку!
Пилот: Б.., опять!
Командир: Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку, говорю!
Обрыв записи...
ПОГИБЛИ 80 ЧЕЛОВЕК.
5.04.96, Камчатка, самолет Ил-76 столкнулся с сопкой.
Радист: Сядем! У меня планида 91 год прожить.
Штурман: Около 50 км осталось.
Второй пилот: Сань, тебе локатор нужен?
Штурман: Да, в принципе пусть был бы... А то у меня на дальность не работает.
Командир: Петропавловск! Ни х... не пойму - не слышит или я не слышу... Он не слышит, б... Суки, специально молчат.
Бортинженер: Григорьич, там на посадке сильно тормозами не это... Коробки там полетят.
Командир: Х... с ними. Лишь бы землю взять.
Штурман: Что-то у меня сбилось...
Командир: Саша, мать твою... Почему, вот как такая сложная обстановка, ты все сбиваешь?
Штурман (диспетчеру в Петропавловске): 752-му удаление 65 подтвердите.
Диспетчер: Проверьте свой активный ответчик. Что-то нет вас на экране у меня...
Командир: Что за связь - х... ее знает!
Радист: Проверил, все правильно...
Командир: Ни х.., б.., ни дальность, ничего не работает...
Штурман: Что это гудит?
Командир: Да все гудит!
Штурман: Не понял!
Обрыв записи...
ПОГИБЛИ 19 ЧЕЛОВЕК.