ВЛАДИМИР СПИВАКОВ, руководитель Русского национального оркестра (РНО), один из лучших скрипачей ХХ века, свой музыкальный фестиваль назвал "Владимир Спиваков приглашает..." Интереснейшая программа концертов, Олег Табаков в роли "дебютанта в опере" и Джесси Норман, ярчайшая мировая оперная дива, - "на сладкое".
- ГОВОРЯТ, одним из основных условий приезда в Россию Джесси Норман стал солидный гонорар.
- О величине ее гонорара мы говорить не будем. Тем более что в данном случае гонорар не имел никакого значения: госпожа Норман достаточно богата, для того чтобы позволить себе выбирать концерты, исходя не из суммы гонорара, а из интереса к событию или музыканту.
Переговоры о нашей совместной работе велись еще до того, как мы познакомились. Но однажды она пришла на концерт Русского национального оркестра в "Карнеги-холл", зашла ко мне в дирижерскую и сказала: "Владимир, я хочу с тобой работать".
"Я не ревнив"
- ИМПРЕСАРИО великих певиц любят рассказывать о капризах своих подопечных. Примадонна Норман капризна?
- Она человек очень жесткий. Когда ее импресарио ошибся с датой нашей совместной репетиции, она послала ему факс со словами: "Если подобное когда-нибудь повторится, вы можете уходить, даже не извинившись".
- Ваша репетиция с Норман все-таки состоялась?
- Нам даже открыли специальный зал в театре Шатле. Меня предупредили, чтобы я не вздумал делать ни одного замечания - она этого не любит. Мол, всякое может случиться...
Знаете, когда она начала петь, эта музыка, словно поток, увлекла нас обоих. Признаюсь: пока она пела, у меня на глаза слезы наворачивались, а когда я заиграл, то и она всплакнула. Все происходило 11 сентября - через 10 минут после репетиции мы узнали о трагедии в Нью-Йорке. Пока Норман смотрела репортажи СNN, что с ней было, я вам передать не могу: она, как раненый зверь, металась по комнате, стонала, плакала.
Норман много расспрашивала меня о сегодняшней России. Думаю, ее согласие дать открытую репетицию объясняется тем, что я смог передать ей свою любовь к России. Я рассказывал, как в 10 утра на репетициях оркестра набирается полный зал - приходят люди, которым не по карману билеты на концерт.
- Вы будете играть вместе с Юрием Башметом. Между тем ваши прохладные отношения многие склонны объяснять ревностью одного музыканта к другому.
- Вокруг нас много людей, которым доставляет удовольствие стравливать нас. Правда, меня вообще трудно с кем-либо стравить, я не ревнивый человек, наоборот - радуюсь успехам других. Так что музыкальной ревности к Башмету у меня нет.
РНО - не тюрьма
- ОЛЕГ Табаков, читающий прозу в сопровождении оркестра, - это попытка создать новый жанр на стыке двух искусств - музыки и театра?
- Табакова, во-первых, я люблю. Во-вторых, он подходит мне - и по возрасту, и по комплекции. А еще - по любви поесть. Когда он говорит о соусах, о луке, об огурчиках, о чесночке, о нарезанной колбаске, даже если она нарезана на столе в купе поезда, - с жирком таким тоненьким, о пенящемся пиве, которое остается на губах, вы чувствуете их вкус.
- Несколько вопросов "вдогонку". Кошмар, который повторяется чаще других?
- Выхожу на сцену и забыл, какое произведение должен дирижировать, что с какой ноты начинается. Или стою на сцене, дирижер взмахивает палочкой... и звучит вступление совершенно к другому концерту.
- Самое плохое, что о вас говорили?
- Писали. Газеты разные. Например, что я начальник оркестра. Начальник - он вообще-то в тюрьме бывает. А РНО - отнюдь не тюрьма.
- Фраза, которой себя утешаете?
- Вспоминаю заповеди блаженства Иисуса Христа: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся".