КОГДА 35-летнего Валерия Гергиева назначили руководителем Мариинки, ленинградские бабушки-балетоманки со стажем, переступая порог театра, морщили нос и шептали: "Тут пахнет овчинкой". Так они говорили и при Темирканове, прежнем главном дирижере, кабардинце по национальности. И тут еще один с Кавказа - "чабан". Может быть, это театральная легенда. А может быть, и правда.
О борьбе футбола с музыкой
В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!
- Ну что, начнем, - сказал педагог и простучал на столе мелодию, - сможешь повторить?
Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.
- Попробуй еще раз.
Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.
- Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю... К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, - пытался успокоить мать учитель музыки.
Позже Валерий Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера - гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.
В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?
А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит - всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его смерти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она - центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей - сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. "Общежитие Ленинградской консерватории - это моя школа жизни", - обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность - в русскую классическую музыку и Вагнера, - пронесенная через всю жизнь.
Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем зарабатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.
О Золушке и Британской Королеве
О ЛИЧНОЙ жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбраковывала, а Валерию говорила: "Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей". И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились - Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался практически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.
Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители девушки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.
Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе "Интурист", который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев - двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы "седьмая вода на киселе".
Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев... подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха - золотые украшения и бриллианты...
Через год с рождением первенца - сына Абисала - дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья - открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки - это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: "Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили". Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.
О дисциплине и милиции
АВСТРИЙСКИЙ журнал, пишущий об опере, как-то задался целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось - никогда. Видимо, тогда же он ест, общается с семьей (у него теперь два сына), отдыхает. Секрет удивительной работоспособности - в железной дисциплине, которой он подчинил не только себя, но и музыкантов, и даже зрителей. Однажды на гастролях на репетицию оркестра были допущены студенты музыкальных учебных заведений и их преподаватели. Обстановка была непринужденной, и в итоге разговоры в зале заглушили музыку. Гергиев обернулся и на превосходном английском сказал:
- Я обращаюсь к вам, полицейские. Если через минуту в зале не станет тихо, концерт будет отменен, и в этом будете виноваты вы.
От страха зрители готовы были залезть под кресла. До конца репетиции (она длилась 4 часа) никто не встал и не чихнул.
К сожалению, московская милиция не испытывает подобного трепета перед маэстро. Для наших стражей порядка всемирно известный режиссер - всего лишь "лицо кавказской национальности". Однажды у него и у знаменитого музыканта Юрия Башмета потребовали на улице паспорта. Сначала друзья подумали, что милиционер шутит, а тот решил, что над ним издеваются, и продержал великих музыкантов до 5 утра, пока друзья не привезли их документы. По признанию Гергиева, нигде в мире подобного с ними не происходило.
Единственное, что ему до сих пор не подчиняется, - это погода. Редкое выступление на открытом воздухе проходит без дождя. Последнее столкновение со стихией произошло на Красной площади в Москве в день 50-летия маэстро. Шел такой ливень, что на сцене остались лишь дирижер в плаще и пианистка. Газеты тогда написали, что господину Гергиеву теперь подвластно все.
Смотрите также: