В большой семье инженера Воткинского завода Чайковского часто устраивались музыкальные вечера. Все дети с радостью принимали участие в празднике. Однажды в разгар веселья один из сыновей, Петя, вдруг покинул гостей и убежал в свою комнату. Когда гувернантка Фанни поднялась посмотреть, что случилось с ее любимцем, то застала мальчика плачущим и беспрестанно повторяющим: "О, эта музыка, музыка!" Но музыки никакой не было в эту минуту слышно. "Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - рыдая, указывал на голову мальчик, - она не дает мне покоя!"
Петя был чрезвычайно музыкальным и чрезвычайно чувствительным мальчиком. "Это был стеклянный ребенок", - вспоминала о нем Фанни. В отличие от своих братьев и сестер, которые всем занятиям предпочитали игры и развлечения, Петю неудержимо тянуло к фортепьяно, и он проводил возле него каждую свободную минуту.
Несмотря на явную склонность мальчика к музыке, в семье решили дать ему более "основательную" профессию и десяти лет определили в училище правоведения в Петербурге. Мальчик тяжело переживал разлуку с семьей, но покорился воле родителей и в учении проявил большие способности. После окончания училища Чайковский даже поступил на службу в департамент министерства юстиции. Однако ни на секунду он не переставал думать о своем истинном призвании. В свободное от службы время будущий композитор занимался теорией музыки, пробовал сочинять. Наконец, несмотря на неудовольствие родных, он сделал выбор, и в 1862 году поступил в только открывшуюся в столице первую русскую консерваторию.
"Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - напишет Чайковский сестре, - я просто хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей".
Учителем Чайковского становится директор консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн, пианист с мировой славой, композитор и дирижер. Педагогом Рубинштейн был чрезвычайно требовательным, но даже он иногда поражался необыкновенной трудоспособности, какому-то страстному рвению к музыке, проявляющимся у его ученика. Однажды Антон Григорьевич задал Чайковскому написать вариации на заданную тему и прибавил, что важно не только их качество, но и количество. "Я думал, он напишет десяток-другой вариаций, но никак не ожидал на следующий же урок получить их более двухсот", - рассказывал Рубинштейн.
Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью и получил приглашение на работу в Москву. В 1866 году он становится профессором Музыкальных классов, которые вскоре были преобразованы в консерваторию. Нельзя сказать, что Чайков-скому не нравилось преподавание, нет, он любил своих учеников и многому мог научить их. Но все чаще композитор спрашивал себя: "Не обязан ли я все свое время, все свои силы отдавать тому делу, которое я люблю, которое составляет всю суть моей жизни?"
Тем не менее долгие годы Чайковскому пришлось справляться с двойной нагрузкой: с одной по обязанности, с другой по призванию. Только за пять лет московской жизни он сочинил более тридцати произведений, среди которых - гениальная увертюра "Ромео и Джульетта" и Первая симфония "Зимние грезы". Вообще, ко многим творениям Чайковского можно прибавить определение "первые в истории русской музыки". "Зимние грезы" - первая классическая симфония, написанное позже "Лебединое озеро" - первый русский балет.
Трудно поверить, но произведения Чайковского не вызвали восторженных откликов критики. Скорее, наоборот. Музыка "Лебединого озера", которую сейчас меломаны знают чуть ли не наизусть, была названа "монотонной и скучноватой", а самого композитора обвинили "в бедности творческой фантазии". Быстро сошла со сцены его опера "Воевода", не имели успеха "Опричник" и даже "Кузнец Вакула", которую впоследствии автор переименовал в "Черевички" и которая была удостоена первой премии Русского музыкального общества. В 1876 году Чайковский создает три марша для оркестра, в числе которых знаменитый Славянский марш, и цикл "Времена года" - сейчас признанные шедевры композитора. В этот период Петр Ильич пережил тяжелый душевный кризис.
Неудачная женитьба на студентке консерватории привела к нервному потрясению и даже к попытке самоубийства. Именно в этот момент в жизни Чайковского появляется "добрый ангел" - Надежда Филаретовна фон Мекк, богатая московская меценатка, поклонница творчества композитора. На протяжении многих лет она высылала ему определенную сумму денег, которая позволяла Чайковскому творить, ни от кого не завися. Помощь фон Мекк была абсолютно бескорыстной, она настояла, чтобы об их знакомстве никто знал. Даже встречаясь в обществе, они не здоровались. Но их дружба нашла воплощение в многочисленных письмах, раскрывающих нам путь творческих исканий, мыслей и чувств великого композитора.
Перелом в судьбе Чайковского наступает в 1878 году, когда А.Г. Рубинштейн организовывает на Парижской всемирной выставке "русские концерты". На них звучат лучшие произведения Чайковского, и к композитору приходит слава, которая его вдохновляет.
Одна за другой появляются прекрасные оперы - "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта", балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик". Чайковский продолжает писать симфонии, вершиной его симфонического творчества стала Шестая "Патетическая" симфония. Навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры другие его симфонические сочинения: увертюры-фантазии "Буря", "Гамлет", увертюра "1812 год", четыре сюиты, кантата "Москва".
После семи лет кочевой жизни Петр Ильич поселяется недалеко от Москвы, в тихом провинциальном городе Клин. Здесь его окружает все, что он любил с детства, - скромная русская природа, поляны и перелески на берегу реки с ласковым названием Сестра. Лишь иногда Чайковский покидает этот уголок, чтобы давать концерты в Москве, Петербурге, городах Европы и Америки.
Сейчас домик в Клину (дом-музей П.И. Чайковского) - место поклонения музыкантов и любителей музыки со всего мира. Здесь все сохранилось, как при жизни композитора, - простой березовый стол в спальне у окна, за которым написано столько великих творений, скромная, почти деревенская обстановка и лишь один предмет роскоши - рояль "Беккер". Чести сыграть на инструменте великого композитора удостаиваются лишь лучшие пианисты мира.
Это интересно
Однажды известного художника Волкова спросили, как он начинал свой путь в искусстве. Волков рассказал, что в молодости, ради хлеба насущного, он служил в департаменте. И без того скучную работу ему приходилось выполнять за двоих, потому что рядом сидел такой бездельник, какого и свет не видывал. Целыми днями он ничего не делал, только насвистывал.
- Вскоре нас двоих из департамента и выгнали, - со вздохом заключил Волков. - Вот так я и стал художником.
- А свистун куда делся?
- В консерваторию, кажется, поступил. Чайковский была его фамилия...
Смотрите также: