Примерное время чтения: 4 минуты
137

От шахты до ада один шаг

ТОЛЬКО за август у нас и на Украине погибли 55 шахтеров. А в прошлом году из российских шахт не вернулись 161 человек. Сегодня это, пожалуй, одна из самых смертельно опасных профессий.

И вспоминают о ней, когда под землей разыгрывается очередная трагедия. Наш специальный корреспондент Владимир СОЛОВЬЕВ передает из Прокопьевска Кемеровской области.

Под землей

ЖЕЛЕЗНАЯ вращающаяся дверь разделила мир на две части. Солнечный день остался позади, а здесь, в тусклом свете ламп, в тумане влажного прохладного воздуха, с грохотом открываются створки люка и из-под земли появляется клеть подъемника. Она опустит нас на глубину 300 м, на один из горизонтов шахты им. Дзержинского.

Чтобы добраться до места, где непосредственно добывается уголь, по подземным лабиринтам шахты надо пройти еще около километра, а общая длина доступных сейчас проходов - около 90 км. Под ногами - жидкая грязь, временами доходящая до щиколоток. С потолка капает вода. Образуя довольно широкие ручейки, она уходит в трубы, и мощные насосы откачивают за сутки из шахты более 5 тонн грунтовых вод. Ощущения, что над тобой сотни тонн земли, нет, хотя местами ее давление вполне зримо - из стен, разорвав железную арматуру бетонных плит перекрытия, торчат осколки пустой породы.

Вообще прогулка малоприятная - температура градусов 16, очень влажно, сильные воздушные потоки из вентиляционных шахт и непроглядная темень. Света маленьких шахтерских ламп хватает только на то, чтобы подсвечивать себе дорогу. В некоторых местах земля под ногами посыпана чем-то белым. Как поясняет сопровождающий нас главный инженер шахты Геннадий Ситников, это специальная инертная пыль, которая, смешиваясь с угольной пылью, снижает возможность взрыва. Люди попадаются очень редко. Удивляет то, что многие работают всю смену (6 часов) практически в полном одиночестве.

Наконец мы у цели - мощный угольный пласт уходит круто вниз. Здесь невозможно использовать специальные комбайны, и добыча угля идет практически вручную. Взрывник закладывает заряды, а образовавшуюся после взрыва кучу угля два шахтера с помощью нехитрого механического скребка сбрасывают на нижний горизонт в вагонетки.

Так здесь добывали уголь еще деды этих шахтеров. Вся работа происходит под специальным щитом, который защищает забойщиков, в пространстве высотой меньше метра, заполненном угольной пылью. Вертикальный ствол высотой 100 м, по которому уголь сбрасывается в тележки на нижний горизонт, роют вручную два месяца, поднимая из него ежедневно до 10 тонн породы.

В забой или на улицу

БОЛЕЗНИ легких в таких условиях гарантированы им уже через несколько лет работы. Тем не менее 137 тыс. шахтеров по всей России ежедневно спускаются в забой. Вряд ли от большой любви к профессии, скорее от безысходности. 4,6 тыс. рублей (средний заработок на шахте) - немалая сумма для жителей горняцких городков, в которых почти не осталось других работающих предприятий.

Когда-то, на заре перестройки, массовые волнения шахтеров Кузбасса начались с малого - люди возмущались тем, что после работы невозможно было помыться - исчезло мыло. Сейчас есть все, но легче жить не стало. Хотя главное - есть работа. Высококачественный коксующийся уголь востребован и в стране, и за рубежом. А значит - есть зарплата, работают школы и детсады. Так что оставшиеся 16 шахт Прокопьевска вряд ли закроют по причине плохих условий работы. А к болезням и смертям здесь привыкли. Так было всегда. Просто раньше об этом не говорили.

Угольная отрасль в цифрах

на начало 2001 г. в России действовало 106 шахт и 119 разрезов;

в 2000 г. шахтерами было добыто 257,9 млн. т угля;

в 2000 г. наша страна экспортировала 35,4 млн. т угля, в 1-м полугодии 2001 г. - 19,7 млн. т (рост на 30% к аналогичному периоду 2000 г.);

ежемесячно один шахтер добывает 111,4 т угля;

с 1994 по 2000 г. были закрыты 163 шахты и 7 разрезов.

По данным ИНКРУ и "Росинформуголь"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно