Примерное время чтения: 6 минут
132

Праздник из воздуха

КАКОЙ вид транспорта, на ваш взгляд, должен считаться транспортом ХХI века? Фантасты прошлого столетия мечтали о магнитных подушках, которые победят гравитацию. Некоторые энтузиасты уже сейчас ездят на "солнцемобилях", питающихся энергией небесного светила. Ограниченность нефтегазовых запасов Земли, а также забота об экологии толкают человека к поиску новых видов топлива. А зачем, спрашивается, искать новое, если можно обратиться к верным, испытанным средствам? Например, "топливо" - небесный ветер, транспортное средство - воздушный шар. И это не пустые фантазии. Кое-кто из специалистов полагает, что аэростаты и дирижабли к концу текущего столетия войдут в наш ежедневный обиход. А выпускать их будут, скажем, в Подмосковье, под Сергиевом Посадом. В поселке Репихово расположено единственное в стране предприятие, где производят полный цикл работ по изготовлению тепловых аэростатов.

Эти формы и объемы...

РАНЬШЕ в Репихове была ткацкая фабрика. Старая-престарая: ее аж в 1825 г. отстроили из кирпича, а до этого она стояла деревянная. Протекающая речушка Воря крутила турбину, которая в свою очередь вращала станки. В ткацком цеху и поныне пахнет погребом. "Сырость необходима по требованиям технологии. Влажная нитка труднее рвется", - пояснили нам.

Знали бы предки нынешних репиховцев, какие метаморфозы ожидают их фабрику! Ткацкое производство умерло здесь в 1989 г. Чтобы закрепить за кем-то социально-культурную сферу (предприятие было единственным в поселке), сюда перевели несколько цехов ЦНИИ спецмашиностроения. Но "оборонка" тоже начала загибаться, и руководство стало искать принципиально новые заказы. Когда на горизонте появились энтузиасты от воздухоплавания, начальник одного из цехов Юрий Вронец подумал: а почему бы нет? Просторы у нас огромные - летать и летать. Так появилось предприятие "Интеравиа-сервис". "Было тогда у нас наивное убеждение, что вся Россия кинется покупать воздушные шары, всем это будет интересно, - признается Вронец. - Но оказалось, что аэростат - дорогое удовольствие, не для среднего класса. Если раньше мы делали до десяти заказов в год, сейчас набирается два от силы".

Стоимость "воздушного удовольствия" зависит от объема и формы. Шар классической формы - в виде перевернутой капли - обходится в 15-17 тыс. долл. Можно заказать его для личного пользования (держать на дачном участке и вместе с друзьями за пивом летать), можно - в рекламных целях. Большинство шаров - около 70% - делают как раз с рекламными надписями. Их используют на различных праздниках и фестивалях.

Гораздо дороже стоит аэростат нестандартной формы. Он тянет на 25 тыс. долл. Зато сделать можно что угодно - хоть человека, хоть автомобиль, хоть Спасскую башню Кремля. Именно ее, кстати, заказал один московский бизнесмен - в подарок любимому городу на 850-летие. Башня получилась в натуральную величину, является точной копией оригинала и к тому же самым высоким тепловым аэростатом в Европе. Юбилей давно прошел, а подарок лежит свернутым в подсобке. Видно, несподручно мэру держать его в своей квартире...

Среди прочих воздушных изделий нестандартной формы в послужном списке репиховского предприятия числятся Царь-колокол, гигантская пачка сигарет, бутылка водки "Смирнов", кружка "Нескафе" (ее оболочка, кстати, вновь раскинулась в ткацком цеху, занимая половину площади: потребовался ремонт). А первым неклассическим аэростатом, представленным Россией на Западе, стала желтая подводная лодка, заказанная продюсерским центром Стаса Намина. "В 1992 году мы возили ее в США, в город Альбукерке, где каждый год на фестивале собирается до тысячи аэростатов со всего мира, - вспоминает Юрий Вронец. - Тогда нашу лодку занесли в мировой каталог аэростатов нестандартной формы. Мы хотели в ее иллюминаторы вставить портреты битлов (желтая подводная лодка - образ, созданный ливерпульским квартетом и в музыке, и в анимации. - Д. П.), но оказалось, что за это надо платить немалые деньги".

А однажды "Интеравиа-сервис" изготовил воздушный шар с портретом Саддама Хусейна (тоже один бизнесмен заказывал в подарок, хотя и не Жириновский). Шар летал над Багдадом в день рождения Хусейна и до сих пор, говорят, находится в собственности иракского диктатора.

Будет ли фестиваль?

ПЕРВЫЙ в истории полет аэростата осуществили братья Монгольфье. Произошло это в 1783 г. во Франции. Тогда воздушные шары делали из льняной ткани, обклеивая ее бумагой. Сейчас используют капрон и лавсан (последний лучше держит ультрафиолет), а низ шара - так называемую "юбку" - покрывают огнестойкой тканью, из которой также шьют бронежилеты. Гондолы плетут из ивы... На четыре часа полета необходимо четыре баллона с пропан-бутановой смесью по 50 л каждый: ее жгут, подогревая воздух и поддерживая высоту полета. Кроме тепловых бывают еще гелиевые аэростаты: это когда оболочка наполняется газом, а не нагретым воздухом, - но они менее эффективны и сложны в управлении.

А правила управления аэростатами не изменились и поныне, равно как законы движения воздуха в атмосфере. Аэростат управляется пилотом по вертикали. Все остальные перемещения - за счет ветра, который на различных высотах дует в разные стороны. У пилота есть карта ветров, по ней он и ориентируется. Поднялся вверх - отлетел туда, опустился - вернулся обратно. "Ощущения при полете необычные, - говорят аэронавты. - Ты целиком во власти ветра, поэтому для тебя его не существует. Высунул руку за борт - полный штиль, тишина. А на самом деле там, может, ураган бушует..."

"Водить" воздушный шар способен не каждый. Для обучения этому ремеслу в Москве есть особые курсы. Стоят они где-то 800 долл. Сейчас в России всего-то полсотни человек могут управлять тепловыми аэростатами. Кроме того, у воздухоплавателей возникают конфликты с силами ПВО и другими "воздухонадзорными" службами. Оно и понятно: одно дело - над дачным поселком спланировать, другое - подняться на высоту в две-три тысячи метров, где в сопло самолета угодить вполне реально. Поэтому пилоты перед каждым сколь-нибудь значительным подъемом обязаны предупреждать зональный Центр управления полетами и получать от него добро. Для начинающего воздухоплавателя это не так легко: вся процедура занимает около недели. Профессионалу помогают связи и имя. В идеале, конечно, должно быть иначе: позвонил, отправил заявку по факсу, тут же получил разрешение на пару часов полета, а после приземления доложил в авиаслужбу, что все прошло нормально, помех не создано.

В Подмосковье четыре крупных пассажирских аэропорта, не считая терминалов. Воздушное пространство загружено. "Нам только этим летом должны утвердить зоны свободных полетов: на севере, западе и юго-востоке области, - заключает Вронец. - Тогда мы сможем провести свой фестиваль в Подмосковье. А то, знаете ли, и в Нижнем Новгороде, и в Питере, и даже в Великих Луках каждый год устраивают фиесты и чемпионаты по воздухоплаванию. И нам ведь под силу. Мощностей хватает: каждую неделю можем по шару выпускать. А нашу Спасскую башню, я считаю, должен весь мир увидеть..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно