Что такое Аэрофлот с его "ненавязчивым" сервисом, думается, объяснять не надо. Спящие вповалку в аэропортах люди, сутками ожидающие самолета, грубость кассиров и стюардесс, длиннющие очереди за билетами - все это хорошо нам знакомо. А вот как летают на Западе.
ЗАКАЗАТЬ билет вы можете по телефону и получить его прямо перед вылетом. В аэропортах нет касс, перед которыми пассажир должен сгибаться в три погибели, а есть небольшие стойки, и служащий компании, безукоризненно одетый, полностью открыт вашим взорам. Иногда к нему может скопиться небольшая очередь в 2-3 человека, однако в таком случае она отделена от стойки шелковым шнуром. Это для того, чтобы пассажир мог купить себе билет и о его маршруте не знала вся очередь. Человек должен иметь право на тайну.
Итак, стюардесса приглашает пассажиров на посадку. Но вместо нашего "пассажиров с детьми и инвалидов просим пройти вперед" в Америке скажут о "пассажирах с детьми и тех, кому требуется больше времени, чтобы занять свое место". Человеку ни в коем случае нельзя напоминать о его физических недостатках. Ну а если пассажир болен и не может самостоятельно передвигаться, специальный служащий компании отвезет его в коляске от входа в аэропорт до кресла в самолете. Бесплатно.
Ну вот, вы в салоне самолета. Как правило, он делится на три класса: первый, бизнес-класс и экономический. (Прошу заметить: не третий, а экономический! Человек, покупающий билет, не должен ощущать себя третьесортным, он просто экономит деньги). Каждому классу соответствует свой уровень комфорта и услуг.
...В "Боинге-727" авиакомпании "Люфтганза", следовавшем по маршруту Амстердам-Франкфурт, меня поразила одна простая, на первый взгляд, вещь: открытая дверь в кабину пилотов. При посадке вас и ваши вещи ожидает самый жесткий контроль. Но если все же вы такой "умный" и сумели пронести на борт оружие, можете лично побеседовать напрямую с командиром на предмет изменения порта прибытия. И командир вправе единолично решать, есть ли опасность для жизни пассажиров, и, если да, он беспрекословно подчинится вашему требованию. Ну а на земле вас будут ждать...
Такой подход к безопасности, похоже, лучше действует, нежели наш аэрофлотовский, когда пилотов вооружают пистолетами, а двери их кабин сделаны из брони. Попытки угонов самолетов на Западе практически прекратились.
И еще. Рассадив пассажиров, стюардессы "Люфтганзы" не попрятались по темным углам, а сели в кресла лицом к нам, застегнув ремни по всем правилам и мило улыбаясь, что, конечно же, отвлекало от всяких неприятных мыслей о том, что будет, если...
А такие "если" в авиации всегда возможны. Не успело в самолете рейса Нью-Йорк - Цинциннати погаснуть табло "пристегните ремни", как тут же загорелось вновь, и какой-то человек в форме пробежал из кабины пилотов в хвост и обратно. И вслед за этим стюардесса по радио объявила, что с пассажирами хочет побеседовать командир капитан Дэвис. Капитан объявил, что в самолете обнаружена неисправность. После набора высоты не вернулся на положенное место один из закрылков. "Опасности для жизни пассажиров эта поломка не представляет, и в принципе мы можем с нею долететь до порта назначения. Но это займет слишком много времени и горючего, поэтому я предпочитаю вернуться в Нью-Йорк. Если у вас нет возражений". Мы не возражали. И тут до меня дошло, что пассажир - клиент - человек имеет священное право знать правду о своей дальнейшей судьбе, какой бы она ни была.
Случаются и отмены полетов, если "метеоусловия не те". В этом случае представитель компании предлагает вам бесплатный номер в гостинице с бесплатным же проездом до нее в такси.
Очередь на взлет состоит из 10-15 самолетов, стартующих каждую минуту. Это похоже на гигантский конвейер, плывя по которому, человек, безусловно, ощущает себя Человеком.