В последнее время в области открылось множество аэроклубов. При желании собственный летательный аппарат можно купить за 5 тыс. долл. Но некоторым обитателям Подмосковья эта доступность не по душе.
Воздушные лихачи
ЖИТЕЛИ деревни Трухачёво (Серпуховский р-н) жалуются, что их беспокоят лёгкие самолёты и мотодельтапланы, взлетающие с расположенного неподалёку аэродрома "Пущино". Взлетают, заходят на посадку и выполняют фигуры пилотажа прямо над жилыми домами. А в качестве ориентира для виражей пущинские пилоты используют пару высоких деревьев на краю посёлка. И так каждые выходные, с раннего утра до позднего вечера...
Страшно да и шумно - в авиации важен вес, поэтому глушителей на авиадвигателях не бывает. Рёв самолёта, проносящегося на полном газу чуть выше деревьев и крыш, заставляет думать о надёжном укрытии. Сразу вспоминается катастрофа Ли-2, произошедшая 26 июня 2004 г. Взлетевший с аэродрома "Мячково" (Раменский р-н) двухмоторный самолёт зацепил крышу коттеджа и упал прямо во двор следующего дома. Погибли оба пилота и бортмеханик. Попади десятитонная машина точно в дом, жертв было бы больше.
Милиция жителям Трухачёва ничем помочь не может, говорят: обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. А там отвечают, что у приписанных к аэродрому аэроклубов с документами всё в порядке и пилоты летают в соответствии с утверждённой схемой полётов. Что касается лётчиков-частников, то с точки зрения закона их не существует, а значит, и жаловаться не на кого. Кстати, для сил ПВО такие самолёты, взлетевшие без уведомления диспетчера и без указания маршрута, - головная боль: "Неизвестно, куда может лететь такой "любитель" и что у него на борту, - считает генерал-полковник Юрий Соловьёв, командующий объединением ПВО, охраняющим Москву. - Когда из различных источников мы узнаём, где незаконно летает малая авиация, то докладываем в УВД. А летают они сейчас каждый день. И часто нарушают правила. Ими должны заниматься специальные службы, а не милиция и не войска ПВО. Повысить дисциплину в воздухе может только закон с серьёзными санкциями за его нарушение. Я не раз обращался и в Совет безопасности, к губернатору Громову, в службу управления воздушным движением по поводу того, что частники летают бесконтрольно. Это может привести к трагедии".
Дачная ПВО
АСЛАН живёт в большом доме на границе между деревнями Синьково и Грязь (Одинцовский р-н), рядом - престижнейшая Николина Гора. На выходные воздушное пространство над этой местностью заполняется летательными аппаратами всех видов, вплоть до вертолётов, - сказываются удаль и размах обитателей Рублёвки.
Аслан просит зайти во двор и показывает свой автомобиль; капот и крышу пересекает огромная вмятина, стёкла разбиты. Рядом лежат три больших куска бордюрного камня. "Совсем близко летали - прямо над головой, жужжали весь вечер, надоели. Вот, сходил за ракетницей и пальнул вверх, неприцельно, клянусь. Лишь ракету дал, чтоб здесь не летали. А утром слышу - грохот, и..." - Аслан прерывает рассказ и растерянно показывает на то, что когда-то было его автомобилем.
Ближайший аэроклуб - всего 15 минут езды. Вывески нет, на обычном поле около десятка летательных аппаратов всевозможных видов. Здесь же разбит палаточный городок. Беседую с дельтапланеристами, они дополняют историю Аслана. Оказывается, по ребятам стреляли не только из ракетницы, но и картечью из автоматических охотничьих ружей. Кому-то вроде даже попали в крыло и в гондолу. Это-то и послужило причиной конфликта; обиженный пилот отомстил как мог. Кстати, авиаторы c "Мячкова" рассказывали о том, что по ним частенько стреляют с земли и что якобы это уже послужило причиной двух авиакатастроф, в которых погибли люди.
В 60-х гг. в США был случай: некий фермер сбил из ружья военный бомбардировщик В-47. И суд фермера оправдал, доказав, что были нарушены его права! В России люди, над которыми летают, никаким законом не защищены, как, впрочем, и сами лётчики.
Парадокс в том, что в главном авиационном документе - Воздушном кодексе - понятия "частный авиапарк" НЕТ. Отсутствие правовой базы не позволяет аэроклубам давать цивилизованную рекламу. Об их существовании узнают от друзей и знакомых. Получается, что прыжки с парашютом, полёты и авиатуры незаконны. "Сейчас мы, по сути, в бесправном положении, - рассказывает Сергей Быков, председатель объединения пилотов аэродрома "Мячково" (в этой ассоциации 26 аэроклубов). - Складывается впечатление, что юридическое признание частных "крыльев" в первую очередь невыгодно чиновникам от авиации. Ведь тогда на госструктуры ляжет вся ответственность за частный авиапарк и связанные с ним инциденты, а урегулирование споров перейдёт в правовую область". Кстати, в основном владельцы подмосковных аэроклубов и есть те самые авиационные чиновники. Пока в небе бардак, им легче решать свои меркантильные вопросы, а отвечать в случае чего не придётся.